Фред Адра. Лис Улисс и край света: Роман. – М.: Время, 2007. – 576 с.
Пожалуй, главный и единственный недостаток «Лиса Улисса и края света» в том, что сначала нужно найти и прочитать предыдущий роман – «Лис Улисс», где начинается история заглавного героя, лисички Берты и других персонажей. А может, это не недостаток, а достоинство: в итоге читатель среднего школьного и более старшего возраста получит удовольствие не от одной книги, а от двух сразу.
Первая книга завершилась, как водится, на самом интересном месте. Лис Улисс и его друзья отправляются на поиски клада саблезубых тигров – не корысти ради, а пытаясь исполнить пророчество. Согласно преданию, если Ищущий Лис войдет в тигриную сокровищницу первым, это помешает пришествию некоего таинственного Сверхобезьяна. Опасность Сверхобезьяна в том, что он грозит вытеснением с планеты всех остальных зверей. Однако Улисса в его поисках пытается опередить «сверхобезьянец» – снежный барс Нимрод┘
А дальше – уже история № 2. Прежде чем добраться до сокровищ, лису придется немало поплутать по снежной долине и встретиться с приятными и не слишком приятными во всех отношениях представителями мира фауны. В том числе неорганического происхождения – например, Железными Зверями: «К дому, в котором он только что пытался найти убежище на ночь, приближались невесть откуда взявшиеся огромные – ростом с двухэтажное здание – удивительные создания. Их было трое, они походили на гибрид большой кошки и ящерицы, и каждый их шаг отдавался гулом. А самое поразительное оказалось то, что эти существа были сделаны из железа┘ Для начала железные чудовища выбили в доме стекла. Затем сорвали дверь с петель, разнесли ударами кулаков крышу, после чего принялись методично крушить стены. В их движениях не было злости или агрессивности, они просто выполняли свою работу – монотонно и механически. Но кто поручил им такую работу, оставалось только гадать. Именно это больше всего и поразило Лиса Улисса. Не загадочность или чудовищность происходящего, а то бюрократическое равнодушие, с которым монстры делали свое дело».
Хотя такие деструктивные сцены в повествовании – совсем не главное, поэтому не спешите сводить «Улисса» к технотриллеру с анималистическим уклоном. В книге немало «социального» – в зверином социуме есть свои органы управления, своя бюрократическая система: «Ни в коем случае! – Мэр нахмурился. – Вершина теперь не город, а стратегический объект. Никто не имеет права на ее посещение без специального разрешения. Вот построим мэрию и подробно рассмотрим каждое прошение!»
Адра описывает происходящее с улыбкой, время от времени переходящей в иронию: «Улисс поймал себя на том, что очень плохо знаком с историей древнего мира. А зря, потому что, разобравшись в уроках истории, можно избежать многих ошибок и приблизиться к истине. Хотя в чем она, эта истина, не знали и древние».
Фантазии автору не занимать, и поиски заветного сокровища завершатся настолько неожиданно, что раскрывать тайну будет просто бесчеловечно и непростительно. Разве только совсем чуть-чуть: Нимроду удастся первым проникнуть в сокровищницу, так что пришествие Сверхобезьяна все-таки состоится. Конечно, о его природе взрослому читателю догадаться нетрудно – теорию эволюции Дарвина все проходили. И кого именно сделал труд из обезьяны, еще помним. Но если вы представляли себе адровского homo sapiens свирепым, косматым и мускулистым (эдаким подобием человека снежного), значит, «Лиса Улисса» вам не написать никогда. «Во-первых, Сверхобезьян оказался самкой. А во-вторых┘» Похоже, продолжение опять следует.