0
2784
Газета Интернет-версия

11.10.2007 00:00:00

Немного поэтов в холодной воде

Тэги: коктебель, волошин, поэзия


В Коктебеле прошел V Международный литературный фестиваль им. М.А.Волошина. Это мероприятие проводится ежегодно Домом-музеем М.А.Волошина (Коктебель), Союзом российских писателей и журналом «Современная поэзия» (Москва).

Фестиваль этот ориентируется на традиции Серебряного века, когда литераторы приезжали в Крым на собственные средства отдыхать, а по вечерам собирались на веранде дома Волошина читать стихи и общаться. Вот и устроители видят свою задачу в организации культурного общения, а не в приглашении литераторов в Коктебель за счет средств фестиваля. В конце концов и сто лет незад не все писатели были сплошь дворяне и миллионеры. К тому же в этом году правительство Крыма помогло оплатить для некоторых гостей фестиваля номера в гостиницах Литфонда.

Фестиваль стартовал в год 100-летия дома поэта, который был безвозмездно передан Волошиным Союзу писателей. Фестивалю всегда предшествует Международный литературный Волошинский конкурс.

В рамках нынешнего фестиваля состоялись вечера известных поэтов и поэтических групп: А.Цветкова (Прага), А.Кабанова (Киев), В.Месяца (Нью-Йорк) и А.Полякова (Симферополь), вечер группы «Культурная инициатива» (Москва) из цикла «Полюса» (Борис Херсонский из Одессы против Федора Сваровского из Москвы), вечера известных литературных журналов России и Украины, представление новых книг участников фестиваля, а также выступление некоторых участников фестиваля в рамках научного симпозиума «Крым и мировая литература» в городе Саки (14 сентября).

В фестивале приняли участие более 100 поэтов из семи стран, всех, увы, не перечислишь, назову нескольких: Елена Исаева из Москвы, Алексей Остудин из Казани, Ирина Евса из Харькова, Лидия Григорьева из Лондона, поэты из Дюссельдорфа и Минска, отовсюду, короче. Стихи читались на русском, украинском и белорусском, однако переводчики не требовались, все всех понимали и встречали чрезвычайно тепло.

Специальным гостем фестиваля стала актриса Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой Елена Фролова из Москвы, певшая своем вечере песни на стихи Цветаевой и Кузмина, Софии Парнок и Леонида Губанова...

Второй год в рамках фестиваля проводятся мастер-классы. Если в прошлый раз он был один и его вели три мастера, то в этом году семинаров было несколько и работали они два дня: мастер-класс журнала «Знамя», поэтический мастер-класс журнала «Октябрь» и мастер-класс по прозе, который вели С.Василенко (Москва) и Э.Басария (Киев).

В мастер-классе «Октября» случилась некоторая инверсия: среди лучших были отмечены не возрастные сочинители, отягощенные изданными книгами, а совсем молодые поэтессы – питерский гид Любовь Лебедева, не столь давно защитившая в Санкт-Петербургском университете диплом на тему «Мотивы Гете в творчестве Врубеля», и 20-летня четверокурсница филфака МГУ, уроженка г. Заречного Пензенской области Елена Погорелая, которая, несмотря на молодость, уже отметилась подборками стихотворений – в журналах «Сура» (Пенза), «Литературная учеба», а также критическими статьями и рецензиями – в журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь».

Оценка, данная творчеству Лебедевой на мастер-классе, спустя два дня была по-своему подтверждена поэтическим сообществом на турнире поэтов, который Люба выиграла, получив коктебельский венок «Короля поэтов». Впервые вместе с дипломом венок был вручен именно что лавровый, тогда как, к примеру, в 2005-м он был сплетен из травы кермек, собранной на склонах горы Кучук-Енишар, которую венчает могила Волошина. Директор Волошинского музея Наталья Мирошниченко вручила Любе Лебедевой репринтное издание книги Волошина «Иверни».

Кульминацией фестиваля стал вечер легендарного СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев), который зачинали в Москве 40 лет назад известные теперь Владимир Алейников, Леонид Губанов, Юрий Кублановский, Саша Соколов.

Так всем повезло, что прозаик Соколов, эмигрировавший более трех десятков лет тому назад, прибыл в Коктебель погостить у своего друга поэта Алейникова. Владимир Алейников живет в поселке с начала 90-х годов, и в его внешнем и творческом обликах видны символичные черты преемственности, быть может, космос именно ему передал волошинскую коктебельскую эстафету.

Мэтры пошли навстречу сообществу и любезно согласились провести на площадке у Дома Волошина вечер СМОГа. Событие это, полагаю, для русской литературы историческое; будем надеяться, оно ознаменует начало нового выхода смогистов к отечественной слушающе-читающей публике. Это все равно, как если бы, например, году в 56 собрались бы вместе футуристы или обэриуты. Впрочем, тогда поэтам было еще сложнее, чем сейчас, сейчас хотя бы не расстреливают всех подряд.

Вечером руководил Алексей Цветков, который тоже начинал в СМОГе. Алейников рассказывал о событиях рубежа 60–70-х, о трудных контактах со службой госбезопасности СССР, о том, что многие спились, погибли, ушли в иные сферы жизни, эмигрировали. Соколов вдохновенно прочел длинный прозаический текст – своего рода гимн СМОГу, метафорический и герметичный, своеобразный портрет обобщенно-объединенного смогиста, который был написан в 1989 году в Греции накануне приезда автора в Москву после 15-летнего перерыва.

Завершил вечер Владимир Алейников, читавший стихи разных лет. Поскольку свет на веранде то включался, то гас (а микрофон умолкал), изобильная публика в процессе вечера «подкралась» со своими пластиковыми стульями вплотную к столу выступавших. Вечер завершился в обоюдном возвышенном волнении, книги Алейникова, изданные в самом конце перестройки, публикой с прилавка были буквально сметены. Поэт в частной беседе потом заметил: «Хватит мне уже сидеть бирюком, пора прервать 17-летнее молчание, надо идти к людям┘ Какие замечательные лица появились┘»

В день закрытия фестиваля прошла премьера нетривиального и неоднозначного акта: заплыв в Коктебельской бухте на приз журнала «Октябрь». Поскольку одновременно с фестивалем стартовал традиционный Коктебельский пленэр (торжественное открытие дружественных фестивалей было объединенным), то в заплыве приняли участие и поэты, и художники. Плыть в прохладной воде вызвались пять смельчаков-мужчин и одна отважная дама – поэт из подмосковного Дмитрова Елена Громова. Несмотря на то что она добралась до финиша последней, Ирина Барметова вручила ей годовой комплект журналов «Октябрь» – за женскую самоотверженность. А победил пловец из Киева – художник Сергей Алексеев, чья работа будет опубликована в «Октябре», как было обещано.

Конечно, Серебряный век не вернешь, даже Бронзовый век не вернешь, но Коктебель остался, писатели и поэты никуда не делись, общаться всем хочется. И лучше если на берегу моря, теплой осенью. А тут еще, глядишь, и знаменитый СМОГ обрел второе дыхание. Ради одного этого уже стоили ехать в Коктебель и проводить фестиваль.

Редкий гость – Саша Соколов.
Фото Андрея Коровина

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
751
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
891
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1186
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
807

Другие новости