ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
Евгений Добренко. Политэкономия соцреализма. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 592 с.
В романе «Омуты» классик польской литературы Генрик Сенкевич произносит следующую сентенцию по поводу революционеров и социализма: «Вы напоминаете собой плод, с одной стороны зеленый, а с другой гниющий. Вы больны».
Филолог, историк культуры, профессор Ноттингемского университета (Великобритания) Евгений Добренко рассматривает, как в литературе, кинематографе, архитектуре пропагандировался соцреализм. Затрагивает и культуру повседневности, например фотографию и филателию той эпохи. Полученный топос, анализирующий как вербальные, так и визуальные практики, моделирует хронотоп коммунистической культуры. Выбор периода вполне логичен – после войны в дискурс советской власти вошли гитлеровские национал-социалистические идеологемы, образовавшие согласно точному определению историка Михаила Агурского «национал-большевизм».
Парадоксально, но жанр соцреализма в конечном итоге не выполнял тех идеологических функций и предписаний, которые он должен был нести. Добренко остроумно применяет по отношению к журналам «Наши достижения» и «СССР на стройке» метафоры-оксюмороны «говорящий глаз» и «видящий язык» соответственно. Более того – нередко идеологемы несли цели прямо противоположные. Так, например, комедии Григория Александрова формируют «социальную агарофобию», так как события в них протекают в мнимом пространстве. Эстетика же Ивана Пырьева, в свою очередь, по мнению автора, моделирует «социальную клаустрофобию».
А впрочем, почему парадоксально? Изначально ложные философские, политические и экономические предпосылки режима не могли дать качественных продуктов и в области культуры. Такие вот получаются незрелые гнилые плоды. То ли вершки, то ли корешки, но все равно несъедобные.
А.М.