0
1639
Газета Интернет-версия

06.09.2007 00:00:00

Забывшие Бога

Тэги: тютчев, тарасов


Федор Тютчев. Россия и Запад/ Составление, вступительная статья, перевод и комментарии Б.Н.Тарасова. – М.: Культурная революция; Республика, 2007. – 574 с.

Куда движется история? Этот глобальный вопрос – один из главных в творчестве известного литературоведа и философа, ректора Литературного института им. Горького Бориса Тарасова (р. 1947). В поисках ответа Тарасов много лет ведет «диалоги» с Паскалем, Чаадаевым, Достоевским и другими титанами мировой мысли, среди которых, конечно же, и «первый русский поэт-мыслитель» (по определению Достоевского) Федор Иванович Тютчев (1803–1873).

В новой книге из «тютчевского цикла» Тарасов представляет взгляды поэта на взаимоотношения России и Запада, становление и развитие национального самосознания, на ход истории, управляемой Божественным Промыслом┘ Сборник состоит из нескольких разделов. В первый, «Историософскую публицистику», вошли статьи «Россия и Революция», «Римский вопрос», «Россия и Германия. Письмо доктору Густаву Кольбу, редактору «Всеобщей Газеты» и другие – в новых переводах Бориса Тарасова с французского и немецкого. Самый большой раздел – «Философская поэзия», далее следуют письма И.С.Аксакову, Жуковскому, Каткову┘ И, наконец, биография поэта, написанная Аксаковым, и «Комментарии».

Тютчев был современником многих событий – от нашествия Наполеона и восстания декабристов до отмены крепостного права и создания Германской империи. Но одним из самых значимых социальных потрясений стала для него Французская революция 1848 года, оказавшаяся своего рода водоразделом между западной и отечественной историей. «Революция – болезнь, пожирающая Запад, а не душа, сообщающая ему движение и развитие┘ – писал Федор Иванович в так и не завершенном трактате «Россия и Запад». – Революция, если рассматривать ее самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада. Это вся современная мысль после разрыва ее с Церковью. Сия мысль такова: человек в конечном итоге зависит только от самого себя – в управлении как своим разумом, так и своей волей. Всякая власть исходит от человека, а всякий авторитет, ставящий себя выше человека, есть либо иллюзия, либо обман. Одним словом, это апофеоз человеческого «Я» в самом буквальном смысле слова. Таково, кто не знает, изначальное верование революционной школы; но, серьезно говоря, разве общество Запада, цивилизация Запада имеет другое верование?..»

Таким образом, Тютчев задолго до Шпенглера увидел «закат Европы» – закономерное следствие антихристианского бунта самовластного «Я», уверовавшего в собственную независимость от Бога. Это и привело к утрате «божественного начала» всю европейскую цивилизацию, включая западную церковь, которая «перестала быть обществом верных, свободно соединившихся в духе и истине под Христовым законом. Она стала учреждением, политической силой – Государством в Государстве┘ Именно это устройство, прикрепив Церковь к земным интересам, и предопределило ее, так сказать, смертные судьбы┘» («Римский вопрос»).

Альтернативой самоубийственному общественному развитию Тютчев полагал русский вариант движения истории: «Прежде всего Россия – христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря┘ той способности к самоотречению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы» («Россия и Революция»). Поэт надеялся, что толчки социальных «землетрясений» остановятся «у порога восточных стран». При этом он был реалистом, и в своем отечестве наблюдая процесс «обезбоживания» власти. Увы, в следующем веке страна вполне закономерно не избежала революционной трагедии┘

Так что нынешним политикам (да и всем остальным, наверное) стоит поближе познакомиться с тютчевскими взглядами на историю: «Только правда, чистая правда и беззаветное следование своему незапятнанному инстинкту пробивается до здоровой сердцевины, которую книжный разум и общение с неправдой как бы спрятали в грязные лохмотья». А пока политика продолжает движение по кругу, а человечество... Что остается для него исторической траекторией – тоже круг? Наклонная плоскость? Броуновское движение? Или все-таки хрестоматийная спираль?

Хотя движение по спирали тоже бывает разным – вверх или вниз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
489
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
607
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
516
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
420

Другие новости