0
2138
Газета Интернет-версия

23.08.2007 00:00:00

Византропия

Тэги: антропология, реальность


Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст./ Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова, В.Л.Круткина. – Саратов: Научная книга, 2007. – 528 с. (Библиотека Журнала исследований социальной политики).

Человеку, как известно, свойственно не только говорить, но и проговариваться – притом в значительно большей степени. Он обнаруживает себя буквально во всем и на каждом шагу: в движениях, позах, подробностях внешности. Чем больше мы молчим – тем больше проговариваемся. Проговариваемся уже самим молчанием.

Если века подряд и молчать, и проговариваться человек мог более или менее безнаказанно, то в последние примерно полтора столетия научная мысль занялась этим вплотную.

Визуальная антропология – наука истолкования человека через зрительные образы – еще совсем молода. Настолько, что – как, по крайней мере, утверждают редакторы книги – даже наукой (пока?) не согласна себя считать: скорее переходной областью «на стыке медиа и власти, между антропологией (наукой) и кинематографом (искусством)». И это при том, что социологи и антропологи использовали зрительные образы в изучении «экзотических» и «примитивных» культур еще лет сто назад. Правда, совсем иначе.

В них видели не столько самостоятельный источник смыслов, сколько иллюстрацию к выраженному в слове, которой доверяли вполне простодушно. «Визуальная революция», грянувшая в последние десятилетия ХХ века, заставила людей – в том числе исследователей – взглянуть на дело иначе.

Экспансия зрительных образов ощутимо поколебала доверие к ним и подтолкнула к выработке целой системы интеллектуальных стратегий, которые хочется объединить под названием «защита от образа». Ведущее интеллектуальное настроение нашей эпохи – внимательное недоверие. Современная наука о человеке – наука улик, подслушивания и подглядывания, чтения между строк. Она движется от сказанного – к утаенному, от явного – к неявному.

Как это происходит, мы можем, среди прочего, видеть в представленном сборнике. Основу его составили материалы одноименной конференции, которую в июле прошлого года проводил Саратовский центр социальной политики и гендерных исследований вместе с кафедрой социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Философы, социологи, антропологи, искусствоведы сегодня учатся проделывать со зрительными образами то же, что давно делают со «словесными» текстами: ловить их на том, в чем они проговариваются, подмечать, о чем и почему они умалчивают, вычислять, что заставляет их быть именно такими. Из бесхитростной иллюстрации образ превращается в сложно устроенный симптом, требующий терпеливой, грамотной, осторожной расшифровки.

Образом же способно оказаться практически что угодно. Не только привычные в этом качестве фильмы, фотографии, картины, реклама, но и устройство цветочной клумбы, фонарь, телефонная будка, профессиональная одежда – вообще все, что выхватит из мирового целого взгляд, сформированный культурой. В интересующем нас сейчас сборнике основное внимание отдано, правда, фотографии и кино – самым известным и, пожалуй, подробнее всего освоенным теоретической мыслью способам визуального конструирования реальности. Но нашлось место и другим, более неожиданным «визуальным проекциям культуры». Например, Вадим Михайлин, руководитель Саратовской лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии (ЛИСКА), предлагает истолкование культуры симпосия – дружеского праздничного застолья древних греков – с помощью изображений, «визуальных кодов, которые обильно представлены на дошедшей до нас праздничной посуде». А философ из Вильнюса Андрей Горных рассматривает общество модерна «сквозь призму доминантной эстетической формы этой эпохи – монтажа». Без фотографии и кино рассуждение, конечно, не обходится; но Горных вовлекает в рассмотрение и такие типичные для модерна формы «визуального потребления», как поход по магазинам и бесцельные прогулки по улицам (фланирование).

Отдельная и самая, пожалуй, интересная тема – что образы делают с человеком, когда он их видит. Они формируют его, определяют особенности его поведения, восприятия самого себя и мира. «Распространение фотографии, – пишет Андрей Горных, – знаменует собой появление новой эстетики существования». Но не обязаны ли мы тем же самым всему, что видим вокруг себя, и тому, как мы это видим? Не задают ли нам все видимые предметы определенную «эстетику существования», а с нею и его этику? Прочитав сборник, приходишь к выводу: очень похоже на то, что так оно и есть.

Визуальная антропология сейчас находится, пожалуй, в самой интересной из стадий развития: в стадии активной выработки себя. И, как при этом и положено, втягивает в свою орбиту, пробует на анализирующий зуб всевозможный культурный материал: отвечал бы только понятию «визуальная репрезентация». Конечным итогом усилий, видимо, должна стать выработка общих принципов понимания зрительного образа – в какой бы среде, на каком бы носителе тот ни возникал – как «способа высказывания, подчиненного исторически сложившимся и культурно обусловленным правилам». Причем такого, в котором – с антропологической, конечно, точки зрения – нет «шлака» или «шумов», вообще «ничего случайного или неопределенного». Так вильнюсский антрополог Альмира Усманова пишет о фильмах. Но ведь это способно относиться к любому созданному человеком образу вообще.

Так человек весь превращается в речь – в тотальную невозможность молчания и умолчания. Вступает в свои права тотальное его считывание, вообще – особое отношение к человеку, неведомое, может быть, в таких масштабах «литературоцентричным» эпохам. Истолковывающее недоверие. Византропия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
723
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
953
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
782
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
633

Другие новости