Александр Лавров. Русские символисты: этюды и разыскания. – М.: Прогресс-Плеяда, 2007, 632 с.
Казалось бы, жизнь и творчество символистов Серебряного века – Гиппиус, Брюсова, Волошина, Вячеслава Иванова, Сергея Соловьева и других – хорошо и давно изучены. Однако известный литературовед, историк русской литературы конца XIX – начала XX веков, член-корреспондент Российской Академии наук, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) Александр Лавров (р. 1949) считает иначе. Давний исследователь русского символизма, он убежден, что многочисленные работы критиков и мемуаристов – «еще только подступы, а не постижения». История Серебряного века по-прежнему полна тайн и мистификаций, разгадать которые не удается до сих пор. Например, не выяснен вопрос об авторстве некоторых стихотворений Зинаиды Гиппиус. В 1895 году Валерий Брюсов писал литератору и философу Петру Перцову, что «в Москве о них странные толки: одни говорят, что их пишет Мережковский; другие, наоборот, склонны многие стихотворения, подписанные Мережковским, приписывать его жене». Вообще-то в то время Мережковский имел более устойчивую литературную репутацию, чем его супруга, и «тексты за его подписью охотно принимались газетной и журнальной периодикой; у стихов за подписью Гиппиус тогда было больше шансов оказаться забракованными». Однако Лавров считает, что эта внешняя сторона дела и для «творческого заимствования» имелись иные, глубинные причины: «Оставаясь каждый при отчетливом осознании собственного личностного суверенитета, Мережковский и Гиппиус в то же время осмысляли свой союз и как некое двуединство – неразрывно спаянную, но двусоставную творческую субстанцию, отдельные элементы которой могли мигрировать от одного суверенного «я» к другому. Подобный подход к текстам друг друга провоцировал на различные неординарные функциональные решения, которые порой оборачивались игровой мистификацией┘» Предметом исследования стали также «Король на площади»: Блок на фоне Пшибышевского», «Жизнь и поэзия Максимилиана Волошина», «Вячеслав Иванов в неосуществленном журнале «Интернационал искусства», «А.Волынский и журнал «Аполлон», «Наполеон Неизвестный Д.С.Мережковского», журналы русских символистов «Золотое Руно», «Перевал», «Труды и Дни», взаимоотношения Брюсова и Ремизова, Брюсова и Эллиса, Брюсова и Ивана Коневского┘ Отдельный раздел посвящен тем, кто находился «рядом с символистами», – тому же Петру Перцову, академику Виктору Жирмунскому (учителю Лаврова), Иванову-Разумнику, который, кстати, и придумал словосочетание «Серебряный век». Впрочем, сам автор считает, что границы Серебряного века очертить очень трудно, и предпочитает пользоваться термином «эпоха символизма». Не случайно большинство русских символистов – например, Вячеслав Иванов – были не только поэтами, но и философами, культурологами. И не зря называли себя теургами, то есть творцами жизни: как писал Бердяев, «теургия не культуру творит, а новое бытие».