НОВОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ
Юрий Березкин. Мифы заселяют Америку: Ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. – М.: ОГИ, 2007 (Нация и культура / Новые исследования: Фольклор).
От этой головокружительной книги у человека «с улицы» захватывает дух. Понятно, как изучать историю переселений народов в относительно недалеком прошлом, когда к услугам исследователя, как правило, есть масса документированных свидетельств. Но спуск на глубину двенадцатитысячелетней давности, тем более по отношению к такому экзотическому предмету, как индейцы Северной и Южной Америки, издалека может напоминать слишком рискованную авантюру. При приближении же начинаешь восхищаться стройностью аргументации, богатством вводимого в оборот материала и при всем при этом строгой осторожностью выводов.
В монографии Березкина, специалиста по доколумбовой истории Нового Света, заведующего отделом Америки Музея антропологии и этнографии РАН, представлены результаты многолетних исследований. Книга состоит из двух частей: в первой содержится обзор формирования этнокультурной карты Нового Света к моменту появления европейцев по данным археологии и языкознания.
Основные предпосылки и результаты оригинального исследования приведены во второй части – «Мифология и фольклор как материал для исторических реконструкций». Авторский метод базируется на предположении о том, что мифологические мотивы, подобно генам, являются самостоятельными репликаторами: единожды появившись, они переносятся из одной культуры в другую и оставляют за собой следы – на основании этих следов и можно изучать историю межкультурных контактов и переселений народов. С этой позиции Юрий Березкин критикует универсалистские мифологические теории, объясняющие самозарождение одинаковых мотивов сходными социально-природными условиями или «глубинно-психологическими архетипами». В намеченном им теоретическом русле автор совершенствует методологию историко-географического направления, связанного с именем Франца Боаса.
Березкин собрал на основании всех доступных ему источников материал о территориальном распределении фольклорно-мифологических мотивов в обеих Америках и подверг их статистической обработке. В итоге получилась крайне любопытная картина деления аборигенной мифологии на несколько пересекающихся комплексов, которые коррелируют с волнами древнейшего заселения Америки. Например, представление о том, что на Луне можно различить человеческий образ, разделяется индейцами северного континента и некоторыми народами Сибири; жители же бассейна Амазонки склонны видеть в лунных пятнах следы крови, краски, удара или ожога. Разбираться в скрещениях и противопоставлениях мифологических мотивов – истинное удовольствие для любознательного и неторопливого читателя, которого в конце книги ожидает запланированный сюрприз: заключение о «Возможных направлениях миграции на ранних этапах заселения Нового Света».
В.Ш.