Вчера в выставочном зале Третьяковской галереи был объявлен «лонг-лист» Национальной литературной премии «Большая книга». Второй сезон открыт, говоря другими словами.
Из сонма отечественных литературных премий «Большая книга» выделяется и названием, и денежным содержанием. Ее общий призовой фонд – 5,5 миллионов (рублей): 3 – за первое место, 1,5 – за второе, 1 – за третье. Больше только Госпремия.
К таким суммам и внимание соответственное. Самое пристальное. В том числе к первому «конкурсному ситу» – «длинному списку», который вчера стал публичным достоянием. Над его составлением трудились почти два десятка экспертов – литературные обозреватели, критики, прозаики и даже один профессор (Дмитрий Бак), один старший научный сотрудник (Ирина Гитович) и один доцент кафедры методики преподавания литературы педагогического университета (Наталия Попова). На соискание было выдвинуто 442 произведения писателей хороших и разных: от Чингиза Айтматова и Василия Аксенова до Виктора Пелевина и Макса Фрая (Фрай, сразу скажем, отбор не прошел, что печалит). Претендентами на «Большую книгу» признали 45 книг и рукописей. Некоторые вопросов не вызывают: и так понятно, что эксперты никак не прошли бы мимо прошлогоднего победителя Дмитрия Быкова (хотя сомнительно, что представленный в этом году роман «ЖД» снова возьмет главный приз). Или прошлогодних же «большекнижных» финалистов Андрея Волоса, Александра Иличевского и Людмилы Улицкой (правда, рижанка Далия Трускиновская пролетела). Все ясно и с «Когда падают горы...» Чингиза Айтматова, и с «Фагеллантами» Юрия Арабова: имя есть имя, и творческая неудача мастера – пусть неудача, но мастера. Как и в прошлом году, в числе кандидатов оказалась жэзээловская биография – «Алексей Толстой» Алексея Варламова (вдруг да повторит триумф «Пастернака»?). И с пелевинским «Ампиром V» понятно, и с Диной Рубиной, чей роман «На солнечной стороне улицы» уже отметился в шорт-листах Букера и «Ясной Поляны».
Любопытнее другое. То ли адепты высокой словесности решили быть ближе к народу, то ли дрогнули под мощным натиском коммерческой литературы, но «Большой книгой» вполне может стать роман «Чувство льда»», написанный «королевой детектива» Александрой Марининой.
Но еще любопытнее оказались «темные лошадки» – участники «лонг-листа», чьи произведения еще не изданы. Речь о рукописях то есть. Прочесть их, к сожалению, возможности нет, зато названия – это уже что-то. По крайней мере, у одной – «Человек с яйцом», роман, посвященный Александру Проханову. Проханов в прошлом году участвовал в конкурсе как писатель. А теперь вот – как персонаж. Кстати, как будто в пику «Человеку с яйцом» в списке есть еще одно произведение с интересным названием - «Антимужчина» красноярского прозаика Александра Астраханцева. Широким читательским кругам этот роман тоже практически неизвестен: публикация состоялась в двух прошлогодних номерах журнала «Сибирские огни».
Писатель – это торговец дичью. Иногда старьевщик, если речь идет о мемуарах. Но чаще все-таки – дичью. Только вот у слова этого два значения, хорошее и плохое. Дичь можно есть, а можно нести. Некоторые писатели как раз несут, да еще пытаются получить за это деньги и славу. Что ж, удачи им в этом начинании.
И еще одно. Премия уже обрастает забавными и милыми традициями. Среди лауреатов прошлого года был мастер прозаического центона Михаил Шишкин. В этом году на БК тоже претендует Шишкин, правда, другой – Евгений. Думается, это неплохо, если каждый год будут награждать какого-нибудь Шишкина.
Что более всего огорчает – в прошлом году главный приз не дали Науму Коржавину. В этом, вероятно, не дадут Новелле Матвеевой. И это грустно, если не сказать больше. А пока подождем «шорт-лист». Благо, ждать недолго - до конца мая.