0
1849
Газета Интернет-версия

29.03.2007 00:00:00

Прямо деться некуда

Тэги: гринлиф, пушкин и романтическая мода, чансес, андрей битов


Моника Гринлиф. Пушкин и романтическая мода: Фрагмент, элегия, ориентализм, ирония/ Пер. с англ. М.А.Шерешевской и Л.Г.Семеновой. – СПб.: Академический проект, 2006, 382 с. (Современная западная русистика).

Эллен Чансес. Андрей Битов: Экология вдохновения/ Пер. с англ. И.Ларионова. – СПб.: Академический проект, 2006, 320 с. (Современная западная русистика).

Перед нами – два взгляда англоязычного ареала евроамериканской культуры на русскую литературу. Этим, собственно, серия «Современная западная русистика» интересна прежде всего: на привычные нам тексты накладываются совершенно другие, подчас вовсе неожиданные представления, мерки, стереотипы.

Английский вариант книги Моники Гринлиф вышел тринадцать лет назад в Стэнфорде (Калифорния, США). Под «модой» имеется в виду мода, во-первых, на литературные формы, во-вторых – на неизбежно их сопровождающие настроения и ценностные позиции.

Несмотря на «протеичность» Нашего Всего (ее Гринлиф подчеркивает с самого начала: «каждый новый текст, каждое новое появление перед публикой столь разительно отличались от предыдущих, что у читателя просто не могло сложиться единого, незыблемого представления о личности автора и о его системе ценностей»), образ получается на редкость цельный. Того, чей культурный статус нам сегодня трудно видеть иначе как уникальный, американская исследовательница представляет как характерную фигуру европейского романтизма, а среди привлекаемых ею при этом теоретических авторитетов рядом с Тыняновым, Гинзбург и Лотманом вполне комфортно чувствуют себя такие не совсем ортодоксальные для нашей пушкинистики фигуры, как Фрейд, Лакан и Пол де Ман.

В общезападный романтический контекст Александр Сергеевич вписывается с большой точностью. Даже при том, что самый плодотворный период жизни – с 1820 по 1828 год – ушел у него на вынужденные скитания по глухим окраинам тогдашней России: в эти годы его «непрерывно ссылают, перебрасывая из одной ┘богом забытой точки Империи в другую». Всеформирующее Большое Целое европейского романтизма настигает поэта и в глуши, определяя его вкусы, интересы, ценности. Сами странствия по имперским окраинам в конце концов тоже получают романтическую интерпретацию: все впечатления укладываются в «ориенталистское» русло и обрабатываются, следуя совершенно определенным образцам (прежде всего Байрону). Сама пушкинская многоликость, дерзость его в нарушении границ между тогдашними жанрами, постоянный, раздражавший современников обман читательских ожиданий – показатель, по Гринлиф, определенного культурного самочувствия. Все это было порождено уникальным временем, когда европейская культура вдруг – вопреки своему многовековому прошлому – начала осознавать себя новой, юной, полной невиданных прежде возможностей.

Эллен Чансес (на языке оригинала книга вышла в Кембридже в 1993-м) интерпретирует творчество Андрея Битова – от первых прозаических опытов до зрелых произведений последних лет – как единый текст, пронизанный сложной сетью перекличек, отголосков, внутренних связей, держащийся на устойчивой совокупности мотивов. Все тексты Битова, художественные и нехудожественные, считает она, – «части одного экологического целого». Отсюда и термин, который Чансес предлагает для обозначения битовского проекта: «экологическая проза» – «один огромный организм», к которому каждый вновь возникающий текст, кажется, просто обречен иметь отношение.

Иной раз трудно противиться впечатлению, что цельность бедному Битову буквально навязывается. Чансес и слова не дает ему сказать в простоте – постоянно ловит его на иносказаниях, намеках, неявных отсылках: и к собственным, ранее написанным, текстам, и едва ли не к чему угодно за их пределами. Если, например, деда главного героя «Пушкинского дома» зовут Модест Платонович, то следствия из этого оказываются весьма далеко идущие. Раз сын Платона – это, разумеется, намек на греческого философа, который «провел некоторое время в Египте», «для того чтобы обеспечить преемственность своего учения ┘основал Академию», «верил в то, что поэт вдохновляется божеством, в то, что существует абсолютная истина, а также в важность стремления к этой абсолютной истине». Стало быть, и Модест Платонович «смотрит в небо, в котором пребывает абсолют» – «подобно своему «отцу», но в то же время подобно Пушкину, он интуитивно чувствует, что все предметы во вселенной связаны между собой». А «тот факт, что в 1921 году Пушкинский дом был расположен на углу Менделеевской линии», названной в честь составителя периодической таблицы, означает – что бы вы думали? – то, что роман с тем же названием посвящен «теме взаимосвязей как таковых», а сам при этом организован – честное слово – «по принципам органической химии».

Так гипертекст-организм превращается в гигантское иносказание, в огромную воронку, втягивающую в себя, в пределе, все мироздание. Прямо деться некуда – в том числе и самому автору. Андрей Георгиевич, должно быть, узнал о себе из этого исследования много нового.

Жаль лишь одного: издательство «Академический проект», выпускающее серию, почему-то не считает нужным давать в своих изданиях – я уж не говорю о предисловиях-послесловиях! – хоть какие-то сведения об авторах. Согласитесь, было бы совсем не лишним узнать, что они вообще за люди, из каких стран, к какому поколению принадлежат, чем интересны, какое место занимает их работа среди исследований на соответствующие темы и что думают по этому поводу их российские да и зарубежные коллеги. Увы. Что ж, нет так нет. Будем домысливать. Тоже интересно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1925
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
1089
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
2455
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
1264

Другие новости