0
918
Газета Интернет-версия

30.11.2006 00:00:00

Попутка до Геликона

Тэги: писатель, успех, талант, бог


Литераторское дело было и остается разновидностью лотереи – с точки зрения перспективы достичь гарантированного успеха на этом поприще. И решительно никакие объективные или субъективные критерии не срабатывают. Даже самое понятие успеха в литературной сфере не определено: мерится он растущей суммой на текущем счету, количеством розданных автографов, узнаваемостью на улице, издаваемостью за кордоном┘ Мы в России в свое время даже пошли на совершенно непонятное Западу разделение писателей на талантливых и успешных – первых непрерывно гнобили критика и цензура, вторые были обласканы и купались в шампанском. Когда времена переменились, в умах возникло замешательство, ибо ситуация осложнилась: удаленность от печатного станка перестала быть безусловным признаком талантливости, а пресловутый рынок, на котором процветают успешные, по-прежнему руководствуется идеологией, но не партийно-политической, а экономической.

Талант без прижизненного читательского успеха – частое явление в истории литературы. Немногие литераторы способны утешиться уверенностью в непременно грядущей посмертной славе. Ярче и печальнее других это выразил Сигизмунд Кржижановский: «Посмертная слава – грохочущая «телега жизни», едущая дальше порожняком». А самый выразительный, пожалуй, пример – биография американца Германа Мелвилла: короткий и шумный успех на старте – ничем не объяснимый «провал середины» на вершине работоспособности и таланта – более чем тридцатилетнее прозябание в полной литературной безвестности – триумфальное воскрешение через тридцать лет после кончины и второй номер в национальном рейтинге писателей (первым национальным писателем США считается Господь Бог, автор Библии).

Признания жаждет всякий, кто занимается созидательной деятельностью, хотя гораздо чаще признание, в форме исторической памяти, выпадает на долю тех, кто занят деятельностью разрушительной – эффектное зло гораздо колоритнее скучного добра. Писателю, созидающему нечто из ничего, признание необходимо вдвойне. Руководствующий нас уже шесть веков гуманизм обожествляет в человеке творческое начало и требует воздать «каждому по делам его» – вот почему воздаянием за труды во имя вечности становится приземленная суетность, мы же не боги.

Клирику и поэту Франческо Петрарке в середине XIV века хватило для полного счастья двух вещей – нащипанного прямо в ближней роще лаврового венка и возможности обратиться к народу с благочестивой речью. Народ ровно ничего из сказанного не понял, но преисполнился уважения («непонятно, но здорово») и сохранил имя Петрарки в вечности. Хотя лаврового венка поэт удостоился не за какие-то там сонеты к Лауре, а за написанную латинскими гекзаметрами, огромную и ныне прочно забытую поэму о Сципионе Африканском┘

Рейсовые автобусы на Геликон не ходят. Туда можно добраться на попутках. Беда в том, что за лобовыми стеклами попуток нет табличек с указанием пункта назначения, колесят они кружными маршрутами, и, если повезет, могут остановиться у Иппокрены, чтобы залить в радиатор свежую воду. Там-то и надо выходить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
374
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
485
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
393
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
332

Другие новости