0
3025
Газета Интернет-версия

26.10.2006 00:00:00

Клио под обстрелом

Тэги: брачев, травля русских историков


Виктор Брачев. Травля русских историков. – М.: Алгоритм, 2006, 320 с.

В России что ни наука – то модель политики. Те же методы борьбы, те же противостояния. В литературе – архаисты и новаторы. В философии – западники и славянофилы. В истории – государственники и либералы. Книга Виктора Брачева – новый этап давнего спора славян между собою. Автор убежден: многие видные историки-патриоты в России оболганы политиканствующими дилетантами. Пора, по его мнению, вступиться за поруганную честь ученых – и живых, и мертвых. И Брачев с дотошностью биографа и экспрессией публициста приоткрывает страшные страницы «травли».

Страницы эти полны жутких подробностей. Перво-наперво автор наносит удар по большевикам-интернационалистам 20-х годов. Изничтожали они, грезя мировой революцией, старые академические кадры, состоявшие по большей части из монархистов. Главной жертвой антирусского террора на историческом фронте стал Сергей Федорович Платонов. Отсидевший в тюрьме, поносимый прессой и коллегами-ренегатами, 73-летний академик умер в ссылке; некоторые его ученики были расстреляны. Не просто за антисоветчину, но за русский патриотизм, уточняет Брачев.

Сложнее обстояло дело с Евгением Викторовичем Тарле. Сын богатого еврея-торговца из Киева тоже, на беду свою, оказался великорусским державником. За что при большевиках поплатился ссылкой. Впрочем, недолгой: Тарле, напоминает нам Брачев, успешно «сотрудничал» со следствием. К тому же на дворе были уже 30-е, в воздухе снова запахло империей. Главным советским имперцем (как в России 1830-х – главным западником) был сам правитель государства. Создалась уникальная ситуация: официозный журнал «Большевик» нещадно клеймил «типичного представителя буржуазной историографии», Сталин же методично награждал его орденами и премиями. Книги Тарле о Наполеоне и Талейране, говорят, были у вождя настольными. Даже когда в начале 50-х академика вновь попытались обвинить – на сей раз в принижении роли Кутузова в войне 1812 года, – тут же последовал строгий хозяйский окрик┘

Третий персонаж книги – ныне здравствующий Игорь Яковлевич Фроянов, крупный специалист по Древней Руси, в недавнем прошлом декан истфака СПбГУ. Тут в книге кончается взвешенный биографический очерк и начинается этакая передовица в духе «Советской России». Затравили злые либералы маститого ученого, замордовали его в печати за якобы мракобесие и шовинизм, и в конце концов Фроянов вынужденно покинул университет┘ Анафемы либералам с эзотерическими фамилиями и незаконченным высшим образованием так и гремят. Статьи патриотов в защиту Фроянова цитируются пространно и с почтением; «пасквили» демократов – с ремарками типа «не так!», «врешь!». В общем, нормальная такая, жесткая публицистика в исконно русском жанре «доколе?»

Ответ историков-либералов на книгу Брачева будет, наверное, называться «Черносотенный погром в храме Клио». Бедная муза, вечно она под обстрелом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
882
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
917
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
408
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
584

Другие новости