0
1344
Газета Интернет-версия

10.08.2006 00:00:00

Полвечно живые

Тэги: московский театр современник, кузнецова, шалашова


Московский театр «Современник» – 50 лет. Сост.: Евгения Кузнецова, Анна Шалашова, Екатерина Воронова, художник – Николай Симонов. – М.: Индекс Дизайн & Паблишинг, 2006, 400 с.

История «Современника» сложна и, несмотря на то что становление театра, его юность и зрелость прошли на глазах многих, до сих пор не написана. В ней много разночтений, даже тайн. История же альбома, вышедшего к полувековому юбилею «Современника», – вся как на ладони. Первый сигнальный экземпляр накануне круглой даты в фойе театра под «стенограмму» фото- и телекамер был подарен президенту России. Спустя некоторое время подоспел и тираж, презентация массивного широкоформатного издания прошла в одном из центральных книжных магазинов Москвы.

Формат двадцать пять сантиметров на двадцать девять – конечно, не из тех, которые удобно носить с собой, чтобы читать в метро, в перегонах между станциями. Издание дорогое, подарочное (соответствующее категории «ценный подарок»), явно рассчитанное на домашнюю обстановку, где без спешки можно будет раскрыть книгу на любой странице и – обрести утраченное время.

Книга о «Современнике» – книга об эпохе. Где, например, нельзя было назначать главным режиссером театра женщину, да плюс – беспартийную, да плюс (вернее, снова – минус!) – еврейку. И это назначение надо было «пробивать». А до того надо было «пробивать» «Назначение» – пьесу Александра Володина. И другие спектакли «Современника», до и после, – тоже надо было «пробивать»

Если и можно вообразить сегодня хотя бы одного мальчика «иных веков», который будет плакать ночью о времени большевиков, то этот мальчик – непременно читатель или, если можно так сказать, листатель альбома, посвященного пятидесяти годам «Современника». Сразу понятно, какие имеются в виду «Большевики» – из революционной трилогии Олега Ефремова, выпущенной к 50-летию революции, в 1967 году. Есть над чем плакать, есть чему завидовать. Иные стихи приходят на память: «Какие прекрасные лица┘» Хоть речь в данном случае – против только что процитированных строк Одоевцевой – вовсе не об отпрысках царской крови, лица младосовременниковцев вправду прекрасны, одухотворены, осмысленны. Лилия Толмачева, Олег Табаков, Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Нина Дорошина┘ До того как прочитаны их «рваные», повторяющие, как будто бы перебивающие друг друга воспоминания, завидуешь их лицам, завидуешь их театральному счастью, равного которому, пожалуй, история прошлого века не знала. Идеализм эпохи «после ХХ съезда» в их руках обратился в реальность настоящего нового театра. Это – тоже против правил, так как идеализм материализуется обычно в разговоры, уходит в свисток, а тут – вот оно, запечатленное на десятках, сотнях фотографий.

Счастье невозможно сыграть, а первые десятилетия театра пронизаны этим радостным чувством сопричастности, отраженным в лицах нового театра. Невозможно усомниться в словах легендарного завлита «Современника» Елизаветы Исааковны Котовой, которую Ефремов зазывал на работу обещаниями, что «у нас все по-другому». И не обманывал: «Все действительно было по-другому». На фотографиях, как и в воспоминаниях, каждый не только равен себе, он предстает в своих лучших качествах, как, вероятно, и было задумано первооснователями театра.

Дело не в легендарной, ныне вызывающей улыбку «Программе Студии молодых актеров», между прочим, объявлявшей борьбу закулисным сплетням и пересудам и вводившей в студии жесткий «сухой закон». Хотя, конечно, и в ней – постольку, поскольку эта программа действовала на «территории» студии, была не сверху спущена, а придумана самими студийцами как закон жизни, для беспрекословного внутреннего употребления.

«Эта книга ни в коем случае не претендует на статус академического исследования, хотя и выходит к юбилею», – пишет в предисловии худрук театра Галина Волчек. И это так, претензий на академизм нет и в помине. Многоголосица, голоса радующихся друг другу родных и друзей скорее настаивают на ином сравнении – вообще не с книгой, а с праздничным застольем. Куда позвали тех, кто близок, с кем дружны сегодня, а с кем оказались в разводе, в разладе – того не позвали (до следующего юбилея?).

Имея перед глазами «полный свод» пятидесятилетия, думаешь, как силен театр рифмами и одновременно – какие странные бывают сближения: как первые ночные спектакли и разговоры со зрителями спустя 14 лет «откликаются» такими же ночными бдениями, когда стоял вопрос, идти за Ефремовым или нет, а если нет – как жить дальше? Или – другое: как сегодняшние разговоры про то, что, мол, ветераны Великой Отечественной не поймут и будут оскорблены спектаклем Кирилла Серебренникова «Голая пионерка», рифмуются со словами только что назначенной министром культуры Фурцевой: «Как же вы так, ребята, в этом вашем спектакле позволяете себе обижать старых большевиков?.. Да как же вам не стыдно┘ Они же старые люди┘ Их осталось всего четыре с половиной тысяч, а вы, ребята, ну, как это можно┘» Впрочем, в следующем абзаце она уже сообщает актерам о выделении театру помещения на площади Маяковского. Сносного, как назвал его Ширвиндт (по генплану Москвы здание подлежало сносу).

Кстати, в книге, которую мы чуть выше вольно сравнили с застольем, Кирилл Серебренников оказался самым вольным гостем. В заметках, посвященных своей работе над спектаклем «Сладкоголосая птица юности», он, между прочим, находит виноватого в том, что пьеса Уильямса сегодня «нерепертуарна». Причина, по его мнению, в том, что «перевод Виталия Вульфа безнадежно устарел». В спектакле Серебренникова, как известно, этот перевод «освежён» интермедиями Екатерины Садур. На мой взгляд, в итоге смысл пьесы не только не прояснился, на что, как пишет Серебренников, было потрачено немало сил, а наоборот, почти улетучился. Впрочем, этот пример – уже из нашего времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
739
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
856
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1217
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
966

Другие новости