0
1279
Газета Интернет-версия

10.08.2006 00:00:00

«Порядок слов» по-русски и по-белорусски

Тэги: минск, москва, штыпель, галина, фестиваль


Кто бы мог подумать еще два-три года назад, что сетевой поэтический междусобойчик на десять тысяч человек, бесконечно далекий от «настоящей» литературы, внедрится в нее и перекроит литературный ландшафт. Поэтическое сообщество перестало быть сборищем «избранных» и обителью «счастливцев праздных». Теперь это не «ложа», а скорее корпорация. И попасть проще, и пиарить легче. А пиар привлекает публику┘ Средствами корпоративного менеджмента лидеры сетевой тусовки взялись за выполнение основной задачи момента: укрепление массового престижа и создание массового имиджа поэзии. Чемпионаты, слеты, фестивали┘ Если ты поэт – будь готов сняться с места и ехать. Куда – не так важно. Главное, что продюсеры литературной корпорации все организовали и обо всем договорились.

Первый международный минский фестиваль современной поэзии «Порядок слов» в свете сказанного выше – мероприятие даже более важное, чем только что отшумевшие «Киевские лавры». Украинская поэзия или, если хотите, поэзия Украины, как ни поверни, хорошо известна в России – от Александра Кабанова до Сергея Жадана. Киевляне – частые и желанные гости московских литературных площадок. Белоруссия же до сих пор вызывала – по крайней мере, в моем случае – только политические ассоциации. Единичные выступления белорусских поэтов в «Авторнике» и Тургеневской библиотеке дела не меняли. Из всех заявленных участников мне был знаком лишь Дмитрий Строцев.

В общем, хотелось не столько себя показать, сколько посмотреть – на Беларусь, белорусов и белорусскую поэзию, которой и был посвящен первый фестивальный вечер. В качестве «историко-бытового» контекста его обрамляли: речи первого лица о «битве за урожай» по поездному радио, а потом и по местному ТВ – в гостинице «Звезда», расположенной на проспекте Газеты «Правда», ощущение неожиданно медленного темпа минской жизни за гостиничными окнами, оправдавшееся по выходе в город, нарочитая орфография вывесок по-белорусски (как будто негатив нашей) и, наконец, тоже неожиданная на фоне семидесятнических коробок и конструктивизма европейскость Троицкого предместья – небольшого старинного квартала, где в музее Богдановича проходил фестиваль.

Публики, несмотря на проливной дождь, собралось множество. На лицах людей не было московской пресыщенности. Было ощущение, что такие события в Минске происходят не часто. Видимо, поэтому организаторы постарались максимально представить весь возможный поэтический репертуар – от русскоязычной сетевой, рок- и бардпоэзии до белорусскоязычных экспериментов. Впрочем, восточнославянские языки имеют странное свойство. Его хорошо выразил один из участников фестиваля, Вiталь Рыжкоу. Когда я спросила, почему он пишет по-белорусски, сознательный ли это выбор, он ответил в том смысле, что русские слова все как-то уже «использованы». Более автоматизированы, чем белорусские. Поэтому на родном языке получается интереснее и свежее. И действительно, как еще могут звучать тексты, где, на русский слух, каждое слово – отдельный образ с предельно напряженной внутренней формой! А если к этому добавить яркость и оригинальность лирического сюжета, артистизм подачи – то мы получим тексты Веры Бурлак, пишущей под псевдонимом Джэцi. Она, Виктор Жибуль и Андрей Хаданович стали открытиями первого вечера фестиваля. Молодая белорусскоязычная поэзия оказалась не менее насыщена яркими именами, чем поэзия бывшей метрополии. Только вот пробиться к читателю ей, видимо, несколько сложнее – никаких следов поэтической периодики вроде наших «Ариона» и «Воздуха» здесь нет┘

Что касается «гостевой» части программы, то в ее подборе не хватило «репрезентативности». Все же думается, что в мероприятиях такого значения и масштаба внутренние эстетические разногласия тусовок и вкусовые предпочтения устроителей не должны сказываться на составе участников. Со сцены в Музее Богдановича в основном лился силлаботонический лирический поток в исполнении ведущих сетевых авторов из Москвы, Петербурга, Прибалтики, Украины.

И даже хедлайнеры – Мария Галина, Аркадий Штыпель, Марианна Гейде, Александр Кабанов, Александр Переверзин, Юрий Ракита, вышедший с неожиданно яркими, публицистичными, хамски-эпатажными текстами – не спасали положения. Не хватало другого – вавилоновского, поставангардного – полюса нашей поэзии. Одним словом, Андрея Родионова с Данилой Давыдовым. Тогда бы и «традиционалисты» заиграли другими красками.

Но, как говорится, лиха беда начало. Фестиваль все-таки удался. И даже трехдневный ливень и воспоминания о недавнем прошлом советской Родины в качестве фона не смогли этому помешать.

Минск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1351
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1343
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1105
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
700

Другие новости