Кто бы мог подумать еще два-три года назад, что сетевой поэтический междусобойчик на десять тысяч человек, бесконечно далекий от «настоящей» литературы, внедрится в нее и перекроит литературный ландшафт. Поэтическое сообщество перестало быть сборищем «избранных» и обителью «счастливцев праздных». Теперь это не «ложа», а скорее корпорация. И попасть проще, и пиарить легче. А пиар привлекает публику┘ Средствами корпоративного менеджмента лидеры сетевой тусовки взялись за выполнение основной задачи момента: укрепление массового престижа и создание массового имиджа поэзии. Чемпионаты, слеты, фестивали┘ Если ты поэт – будь готов сняться с места и ехать. Куда – не так важно. Главное, что продюсеры литературной корпорации все организовали и обо всем договорились.
Первый международный минский фестиваль современной поэзии «Порядок слов» в свете сказанного выше – мероприятие даже более важное, чем только что отшумевшие «Киевские лавры». Украинская поэзия или, если хотите, поэзия Украины, как ни поверни, хорошо известна в России – от Александра Кабанова до Сергея Жадана. Киевляне – частые и желанные гости московских литературных площадок. Белоруссия же до сих пор вызывала – по крайней мере, в моем случае – только политические ассоциации. Единичные выступления белорусских поэтов в «Авторнике» и Тургеневской библиотеке дела не меняли. Из всех заявленных участников мне был знаком лишь Дмитрий Строцев.
В общем, хотелось не столько себя показать, сколько посмотреть – на Беларусь, белорусов и белорусскую поэзию, которой и был посвящен первый фестивальный вечер. В качестве «историко-бытового» контекста его обрамляли: речи первого лица о «битве за урожай» по поездному радио, а потом и по местному ТВ – в гостинице «Звезда», расположенной на проспекте Газеты «Правда», ощущение неожиданно медленного темпа минской жизни за гостиничными окнами, оправдавшееся по выходе в город, нарочитая орфография вывесок по-белорусски (как будто негатив нашей) и, наконец, тоже неожиданная на фоне семидесятнических коробок и конструктивизма европейскость Троицкого предместья – небольшого старинного квартала, где в музее Богдановича проходил фестиваль.
Публики, несмотря на проливной дождь, собралось множество. На лицах людей не было московской пресыщенности. Было ощущение, что такие события в Минске происходят не часто. Видимо, поэтому организаторы постарались максимально представить весь возможный поэтический репертуар – от русскоязычной сетевой, рок- и бардпоэзии до белорусскоязычных экспериментов. Впрочем, восточнославянские языки имеют странное свойство. Его хорошо выразил один из участников фестиваля, Вiталь Рыжкоу. Когда я спросила, почему он пишет по-белорусски, сознательный ли это выбор, он ответил в том смысле, что русские слова все как-то уже «использованы». Более автоматизированы, чем белорусские. Поэтому на родном языке получается интереснее и свежее. И действительно, как еще могут звучать тексты, где, на русский слух, каждое слово – отдельный образ с предельно напряженной внутренней формой! А если к этому добавить яркость и оригинальность лирического сюжета, артистизм подачи – то мы получим тексты Веры Бурлак, пишущей под псевдонимом Джэцi. Она, Виктор Жибуль и Андрей Хаданович стали открытиями первого вечера фестиваля. Молодая белорусскоязычная поэзия оказалась не менее насыщена яркими именами, чем поэзия бывшей метрополии. Только вот пробиться к читателю ей, видимо, несколько сложнее – никаких следов поэтической периодики вроде наших «Ариона» и «Воздуха» здесь нет┘
Что касается «гостевой» части программы, то в ее подборе не хватило «репрезентативности». Все же думается, что в мероприятиях такого значения и масштаба внутренние эстетические разногласия тусовок и вкусовые предпочтения устроителей не должны сказываться на составе участников. Со сцены в Музее Богдановича в основном лился силлаботонический лирический поток в исполнении ведущих сетевых авторов из Москвы, Петербурга, Прибалтики, Украины.
И даже хедлайнеры – Мария Галина, Аркадий Штыпель, Марианна Гейде, Александр Кабанов, Александр Переверзин, Юрий Ракита, вышедший с неожиданно яркими, публицистичными, хамски-эпатажными текстами – не спасали положения. Не хватало другого – вавилоновского, поставангардного – полюса нашей поэзии. Одним словом, Андрея Родионова с Данилой Давыдовым. Тогда бы и «традиционалисты» заиграли другими красками.
Но, как говорится, лиха беда начало. Фестиваль все-таки удался. И даже трехдневный ливень и воспоминания о недавнем прошлом советской Родины в качестве фона не смогли этому помешать.
Минск–Москва