0
1804
Газета Интернет-версия

23.03.2006 00:00:00

Libido и колбаса

Тэги: сысоев, карикатура, секс, колбаса


Хлеб наш насущный

Решение использовать продукты питания для рисунков давно, с середины шестидесятых годов, занимало меня. Благодаря мероприятиям партии и правительства возник постоянный дефицит продуктов питания. Борясь за претворение в жизнь продовольственной программы, я предложил ряд оздоровительных мер. Если хотите, этой альтернативной программой я хотел помочь экономическим реформам, которые появились на бумаге после снятия Хрущева.

...Голос мой не был услышан, и я продолжал рисовать, все чаще используя колбасу, поскольку только она является истинной «птицей счастья завтрашнего дня». Колбасники-немцы живо интересовались, почему у меня колбасная тема так часто является главенствующей в рисунках разных лет.

– Потому, – отвечал я, – что все 70 лет сов. власти мы никогда ее досыта не ели. Потому, что доктор Зигмунд Фрейд вовремя не обнаружил связи между Libido и докторской колбасой. А я восполнил этот пробел.

Про секс

Секс появился у меня в рисунках раньше колбасы, но потом гармонично слился с ней.

Слепые

Гулял как-то по центру и на помойке увидел какой-то толстый журнал, на грубой сиреневой обложке которого был изображен Ленин. Страницы журнала общества слепых СССР были выпуклые, журнал был напечатан способом Брайля. Немедленно родилась серия со слепыми – самыми советскими и самыми счастливыми в мире.

Палачи

Помню, году, примерно, в 1975-м, пошел я как-то в советское книжное издательство. Идти не хотел, но меня уговорили. Там, мол, чудные, понимающие, тонкие люди. Пришел я в нужный отдел с тоненькой папочкой, где лежали отобранные тихие, спокойные рисунки. Редактор, человек корейской национальности, доброжелательно со мной поговорил и открыл папочку. По мере разглядывания лицо его менялось, и когда он дошел до рисунка, где два палача разрубили бабу, а она оказалась внутри колбасой, советский корейский человечек отодвинулся и настороженно посмотрел на меня. Я понял, что никогда не стану мастером социалистического реализма, и больше в советские издательства не ходил.

Китайцы

┘Восточные люди в черных костюмах, со старой «Лейкой» вежливо улыбаются и протягивают мне руку:

– Агентство Синьхуа, здравствуйте.

Веду китайцев в зал. Первое интервью. Собирается толпа.

Меня ослепляют вспышки. Китайцы знают только, что запрещен Мао. Какой Мао, они не знают. Осторожно отвечаю на их вопросы – где учился, почему решил сделать портрет председателя...

Один из китайцев спрашивает: «Можно ли увидеть ваши снятые работы?» Я отвечаю, что об этом знает только администрация Дома культуры. Китайцы уходят искать администрацию и Мао.

Часа через два, когда я сидел среди художников у входа на выставку, вдруг кто-то крикнул: «Сысоев, твои друзья!» Действительно, из Дома культуры вышли корреспонденты Синьхуа. Лица их были бесстрастны. Я сунул кому-то свой аппарат – сфотографируй, мол, уникальный случай, а сам подошел к желтолицым гражданам.

– Давайте сфотографируемся на память, – предложил я.

Оба китайца сделали инстинктивное движение в сторону. Один из них улыбнулся и сказал:

– Спасибо, мы бы этого не хотели.

– Но почему? – возмущенно пропел я.

– Мы видели ваши работы, извините.

(Из книги «Ходите тихо, говорите тихо».)

Нищие

┘В тюрьме, а потом и в зоне вообще невозможно что-то скрыть. Первый вопрос, когда ты входишь в камеру: «Какая статья?» У меня статья была чисто уголовная, 228-я – «Изготовление и сбыт порнографических изделий». А что значит порнография? Это или фото, или рисунок на эту тему. Ну, и чтобы ко мне не привязывались: «Нарисуй, мол, что-то такое», – я сказал вначале, что арестован за то, что нашли у меня просто фото. А меня спрашивают:

– А ты что, их продавал, что ли?

Я говорю:

– Да.

– В электричке?

Я говорю:

– Ну, вроде этого. Маленькие по 15 копеек продавал, а большие – по 30.

Мне говорили:

– Что же ты так дешево продавал-то?

(Из интервью Радио «Свобода».)

Болваны

Однажды, году в 1974-м, в журнале «Курьер ЮНЕСКО», я увидел французский рисунок, где у людей вместо голов были шары, цилиндры и усеченные пирамиды. Я понял, что это – мы все. После этого появилась гигантская серия болванов. Они плодились без моего участия. Когда я оказался на Западе и отказался от своих советских иллюзий, то сообразил, что это персонажи, конечно, интернациональные. А тогда, 25 лет назад, идеологическое управление Конторы Глубокого Бурения считало, что это злостная клевета на советских людей. Боже, как наивны они были!

Лубки

Секс, гармонично сливающийся с колбасой.
Карикатура В.Сысоева
Импульс для создания «лубочной» серии был дан, когда я купил в магазине дешевую книгу о русском лубке. Репродукции были плохие, но я понял главное: лубок дает возможность простым грубым языком и наивным изображением донести до зрителя то, что зачастую невозможно сделать другим способом. Конечно, эти рисунки я называю «лубками» условно – делал я их в одном экземпляре, а уж если они и распространялись, то без моего участия. Первый лубок «На воре шапка горит» был сделан в 1975 году – после скандальной выставки в Доме культуры на ВДНХ, когда художники срывали работы. За основу композиции я взял лубок 1760 года – «Трапеза благочестивых и нечестивых». Потом появились разные лубочные серии: «Модернизьм», «Вино и водка – товар ходкий» и другие. В дальнейшем я изредка продолжал начатое, проиллюстрировав несколько книг.

Майор Пронин

В поздние сталинские годы в СССР получила распространение серия книг под общим названием «Библиотека военных приключений». Были они половинного книжного формата, и поскольку брэнд располагался наискосок, то все это получило у читателей условное название «КОСАЯ СЕРИЯ». Книги были назидательно-устрашающие, снабженные соответствующими картинками. Вот шпион, а вот наш славный полковник МГБ, разоблачивший его. Вот мелкий негодяй, попавший в сети западных спецслужб, а вот простые советские люди, разоблачившие его. В книгах была и любовь – чистая, непорочная любовь простых, добрых, хороших советских людей. В свое время в одном из рассказов Солженицын точно заметил, что простые советские люди с интересом читали «комиксы про шпионов». Да, по картинкам, по «захватывающему» содержанию они точно походили на американские комиксы, о которых советские люди могли тогда узнать только из сатирического журнала «Крокодил», который популярно объяснял, что кока-кола, жевательная резинка, план Маршалла и комиксы – заокеанская отрава, диверсия, цель которой – порабощение и изничтожение нашей страны.

Потом кончилась советская власть (думаю, не из-за жвачки и комиксов) и выяснилось, что советские люди, в том числе и девушки, устроены точно так, как и все остальные люди свободного, несвободного и развивающегося мира.

Вот мне и пришла недавно идея соединить картинки из советских шпионских книжек времен МГБ с французскими эротическими комиксами, вложив в уста героев то, что близко постсоветским людям, – олигархи, Путин, ФСБ.

Все то, о чем лучше не говорить на ночь┘

Так что, дорогие товарищи, моя работа, как у «постмодерниста», сводилась на этот раз к тому, чтобы взять готовые картинки, скомпилировать их надлежащим образом и вложить в уста героев сокровенный, сакральный смысл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
215
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1233
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1728
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1256

Другие новости