0
1958
Газета Интернет-версия

09.02.2006 00:00:00

Неизвестный Булычев

Тэги: булычев, река хронос, похищение чародея


Кир Булычев. Река Хронос: Усни, красавица! Таких не убивают. Дом в Лондоне. Покушение. – М.: АСТ, 2005, 952 с.

Кир Булычев. Похищение чародея: Фантастические повести. – М.: Эксмо, 2005, 1152 с.

Прошло больше двух лет с того дня, когда не стало мудрого и доброго человека, глубокого и разнопланового писателя Игоря Всеволодовича Можейко, известного многим под псевдонимом Кир Булычев. Большинству он был знаком своими детскими и фантастическими произведениями, однако его писательский диапазон гораздо шире. Он ушел, а книги его продолжают выходить и открывают массовому читателю все новые и новые грани его таланта.

За несколько месяцев до смерти Кира Булычева – в конце мая или начале июня – состоялась запись телепередачи «Линия жизни» с его участием. Среди множества интересных вопросов, заданных писателю, был и такой: «Что из написанного вы сами считаете самым важным, что вам самому больше всего дорого?» Вопрос прозвучал буднично, и Игорь Всеволодович так же буднично, почти не задумываясь, ответил, что есть у него дело если не всей жизни, то по крайней мере последнего десятилетия, но он его, по всей вероятности, не закончит┘ Он говорил о большом книжном проекте «Река Хронос».

Это уникальный цикл романов, в котором плотно сплелись две главные области приложения творческого дарования Игоря Всеволодовича – история и фантастика. Его главные герои, Андрей и Лидочка, родились в конце XIX века, специальное устройство, полученное от отчима Андрея, позволяет им переноситься вперед по реке времени – нырять и выныривать через несколько лет ниже по течению.

Первая книга цикла вышла в 1992 году в издательстве «Московский рабочий». Она была огромной, словно старинный фотоальбом, с иллюстрациями, стилизованными супругой писателя Кирой Алексеевной Сошинской под коллажи из старинных фотографий, открыток и газетных полос. Под массивной обложкой с золотым тиснением вышли первые три книги цикла – «Наследник», «Штурм Ай-Тодора» (в новом издании «Штурм Дюльбера») и «Возвращение из Трапезунда». Действие первой книги происходит в 1913–1914 годах, второй и третьей – в 1917-м. Юные герои романа оказываются в самой гуще событий сначала времен реакции и Первой мировой войны, а потом Февральской и Октябрьской революций. Финал третьей книги позволял читателям ждать продолжения┘ Однако спустя некоторое время появилась книга, в которой те же самые персонажи жили в 30-е годы, затем роман о 70-х и, наконец, три произведения о 90-х. Книга, действие которой происходило непосредственно после Октябрьской революции, все эти годы лежала в архиве писателя незаконченной. Увы, она так и не была полностью завершена. В последний год жизни Кир Булычев активно работал над ней и почти дописал – в рукописи, найденной в его архиве, не хватает буквально нескольких страниц┘

В массивный трехтомник «Река Хронос», выпущенный издательством «АСТ» в течение 2005 года, вошли наиболее полные и правильные версии всех девяти романов и одной повести цикла. Тексты первых трех книг, вошедших в том, изданный в начале года, были основательно переписаны Игорем Всеволодовичем. Но, конечно, самую большую ценность представляет собой третий том, вышедший уже под конец года. В него вошли три детективных романа из наших времен, написанных так, что читатели, не знакомые с другими произведениями цикла, не догадаются, что Лидочка, «дама бальзаковского возраста», вступающая в единоборство с коварными и жадными новыми русскими, родилась в конце XIX века.

Но самое интересное – приложение! В книге вышел тот самый чуть-чуть недописанный роман о 1918 годе. Называется он «Покушение», и в нем мы снова встречаем Андрея и Лидочку юными. Но не это самое интересное. Интересно то, что судьбы вымышленных героев тесно переплетаются с судьбами реальных исторических персонажей. Среди героев книги Ленин и Троцкий, Врангель и Фаина Каплан. Собственно, покушение, давшее название роману, – это покушение на Владимира Ильича. Роман задумывался в начале 90-х годов, и невольно напрашиваются параллели: большевики идут на все, чтобы удержать власть, Брестский мир, по которому Россия теряет большие территории, позиция украинских националистов, готовых призвать немцев, лишь бы отделиться от России┘ Жаль, что этот роман не вышел тогда, когда распадался Советский Союз.

Во второй половине 2005 года многотомник Кира Булычева начал выходить и в издательстве «ЭКСМО». Первые два тома не представляли особого интереса, в них вошли хорошо известные произведения, а вот третий – «Похищение чародея» – оказался весьма неожиданным. В нем несколько повестей, которые хоть и издавались прежде, но прошли почти незамеченными. По той простой причине, что не вписывались в образ доброго детского фантаста, приклеенный Киру Булычеву издателями.

Первая из них – «Витийствующий дьявол». Это самая нефантастическая из повестей популярного фантаста. Она полностью принадлежит литературному мейнстриму. Главному ее герою – мужчине под сорок – является дьявол во всей свое красе. А может быть, и не является вовсе. Тем не менее он старательно искушает его, испытывает, пробует на прочность. Это произведение о кризисе среднего возраста, о переоценке ценностей. Повесть печаталась в середине 80-х годов в советско-болгарском журнале «Дружба», пьеса, поставленная по ней, тогда же шла в театре «Лаборатория» – с тех пор текст был забыт.

Повесть «Мамонт» также почти неизвестна читателям. Это безумная – смешная и страшная одновременно – фантасмагория о палеонтологе, который искал в тайге мамонта, а нашел забытый всеми концентрационный лагерь. А в нем, не зная о том, что давно нет ни Сталина, ни Берии, живут зэки и охранники. И в этой повести не обошлось без исторических персонажей: среди заключенных – выплывший и постаревший Чапаев; среди вертухаев – повзрослевший Павлик Морозов┘

У повести «Осечка-67» тоже сложная судьба. Сюжет был придуман в том самом 67-м году, когда праздновалось 50-летие Октябрьской революции. Ироничный писатель представил себе, что бы вдруг произошло, если бы в Зимнем дворце решили устроить театрализованное представление – показательное взятие здания. А участники обороны не согласились бы отдать историческую ценность пьяным пролетариям┘ Посредственный актер, выбранный на роль Керенского, возглавляет стихийный бунт, подавлять который приходится лично Брежневу┘ По мотивам повести был поставлен спектакль на Ленинградском телевидении, но саму повесть напечатали всего однажды – в книге, вышедшей небольшим тиражом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
489
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
606
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
516
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
420

Другие новости