В московском клубе "Петрович" прошла презентация книги Василия Аксенова "Зеница ока. Вместо мемуаров" (М.: Вагриус, 2005). О чем и зачем эта книга, Аксенов достаточно подробно рассказывает уже в предисловии "От автора". Начинает с того, что издатели давно зазывали его написать мемуары, а он все увиливал: лучше уж сочинить больше романов, пока есть силы! Но на предложение подготовить для начала сборник публикаций в периодике - откликов на актуальные события, выходивших начиная с середины 90-х годов, - Василий Аксенов согласился.
Стала собираться книжка, "в каждой главе которой речь шла о самых разных событиях и явлениях: например, о военных действиях в Чечне, о зюгановцах в Думе, о баскетболе в США, о сербских демонстрациях со свистками, о суде присяжных, о кончине выдающегося писателя Абрама Терца, о кончине любимого Булата, о шизофренических явлениях в нашей общественной жизни, о зимнем фестивале фонда "Триумф", о матриархате, о бомбежках НАТО, о новой войне на Кавказе, о гражданском обществе, о супертеракте на Манхэттене, о выступлении Путина в Вашингтоне, о зимней Олимпиаде, о футбольном чемпионате мира, о кончине Алика Гинзбурга, о теракте на Дубровке, о казусах советского кино, о гениальности Юрия Казакова".
Кстати, на презентации Василий Павлович прочитал именно отрывок из эссе о Юрии Казакове "Трали-вали и гений", написанного по прочтении 800-страничного тома его сочинений, вышедшего в "Азбуке-классике" пару лет назад и куда вошло почти все наследие Казакова, которого Аксенов признает одним из лучших, талантливейших писателей своего поколения. Воспоминания о покойных друзьях ("Памяти Терца", "Господи, прими Булата"), случаи из жизни, живая публицистическая реакция на текущий момент и другие осколки уже прошедшего вошли в первую часть книги, озаглавленную "Ностальгия и шизофрения".
Для Аксенова вообще "литература - это и есть ностальгия, ничего больше и ничего меньше".
А потому неудивительно, что следом за первой возникла идея и второй части книги, где поместились бы, по словам автора, "рассказы или отрывки прозы, которые имели бы достаточно тесную связь с моей собственной биографией". Эта вторая часть называется, как и вся книжка, - "Зеница ока", по заглавию рассказа, который Аксенов считает в сборнике центральным и в основу которого легла его реальная встреча с вернувшимся из ссылки отцом. Остальные рассказы - тоже "чуть ли не документальные": о студенческих временах писателя в Питере "Три шинели и Нос" - история про пальто (и не одно!), о знакомстве в 90-е годы в архиве Татарии со следственным делом его матери, Евгении Гинзбург, о Стене плача в Иерусалиме, о людях, путешествиях и встречах - как правило, имеющих основание в реальности.
И наконец, в третьей части книги - интервью, которых, надо признать, в последние годы Аксенов дал изрядное количество.
А на презентации уже о самом авторе и его книге говорили главный редактор "Вагриуса" Алексей Костанян, редактор книги Елена Шубина, литературовед Мариэтта Чудакова, писатель Анатолий Найман и неизвестные, но искренние "шестидесятники", для которых Аксенов был и остался автором "Звездного билета". Поприветствовать Василия Павловича в "Петрович" зашли Белла Ахмадулина и Борис Мессерер, Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский, журналисты, критики, издатели, друзья и поклонники писателя. И никаких ностальгических настроений на вечере не чувствовалось. Так же как и шизофренических. Не случайно Мариэтта Чудакова назвала Аксенова одним из самых здравомыслящих сегодня людей. Ясностью взглядов и внятностью высказывания в сборнике "Зеница ока" Василий Аксенов это мнение только подтверждает.
НГ-EL