ГРУСТИЛА И ВЕСЕЛЬЧАК
Владимир Гоник. Большой, большой секрет. - М.: Глобулус, ЭНАС, 2004, 260 с. (Чудо в перьях).
"Чудо в перьях" - цикл книг для детей и взрослых. Первая называется "Большой, большой секрет", вторая - "Тайные подвиги", третья - "Игры героев".
Автор рекомендует ее девочкам и мальчикам от 5 до 100 лет и старше. Но особую радость книга доставит, конечно, детям. Это тем более странно, что Владимир Гоник, известный писатель и кинематографист, автор популярных книг и фильмов, никогда прежде для детей не писал.
Лет 25 назад Владимир Семенович каждый вечер показывал своим дочкам Тане и Кате перед сном диафильмы. Статичные кадры с короткими титрами мало увлекали девочек, и, чтобы мирно уложить дочек, отцу пришлось на ходу сочинять разнообразные истории из жизни семьи.
Со временем короткие вечерние импровизации сложились в забавную семейную сказку. Улучая паузы в работе над очередным фильмом, автор на съемках по памяти записал свои устные рассказы. Получилась маленькая смешная повесть о проказливых сестрицах, их друзьях, о доме, дворе и окрестностях, о подземных сказочных персонажах Грустиле и Весельчаке, живущих в московских холмах три тысячи лет, да и вообще о Москве, которая вдруг открылась с неизвестной и неожиданной стороны.
Среди веселых и захватывающих приключений ватаги детей и их подземных друзей из московских холмов автор вспоминает занятные подробности из истории Москвы, секреты той или иной местности, происхождение московских названий и другие тайны, которых в Москве всегда было вдоволь.
"Чудо..." состоит из маленьких, в 5-7 страниц, глав, каждая - самостоятельный сюжет, законченная история, которая может существовать сама по себе как отдельный рассказ.
Весьма любопытна и "биография" книжки. Тогда, в начале 80-х, рукопись в 115 машинописных страниц под названием "Московские холмы" автор предложил издательству "Детская литература". Рукопись, как положено, дали на отзыв двум рецензентам, которые одобрили сочинение и рекомендовали издать.
Однако редакторы придерживались другого мнения. Повесть настолько отличалась от привычной продукции и в такой степени не отвечала нормам литературы для детей, что, по мнению редакторов, подрывала устои.
Вопреки правилам рукопись посылали на новые отзывы, привлекали известных детских писателей в надежде на отрицательное мнение для формального отказа. Но все отзывы оказались положительными, даже хвалебными. И все же издательство отказало автору, отметив, что повесть противоречит советской педагогике, а публикация нанесет идеологический вред.
Пролежав в столе без малого 25 лет, "Московские холмы" обрели жизнь, лишний раз доказав, что рукописи не горят.
Александра Панфилова