0
1223
Газета Интернет-версия

21.04.2005 00:00:00

На троих с Волошиным

Тэги: волошин, биография, исследование


Вековая русская застенчивость и диковатость в отношении вопросов пола начала отступать только в конце XIX - начале XX вв. Василий Розанов выбросил революционный лозунг: "Пол - это душа!" Любовь земная, Афродита-Пандемос, и небесная, Афродита-Урания, посеяли в умах художников начала века подлинный хаос. Неудивительно, что личные отношения внутри групп художественной интеллигенции того времени стали складываться по типу хлыстовской общины. Союз двух сердец, где оба вида любви, освященные браком, должны обрести гармоническое единство, - такой союз начал претендовать на роль высокого духовного средоточия, испускающего в мир эманации. И неизбежно стал расширяться сверх традиционных пределов - чаще всего до трех человек.

Так произошло с первой женой Волошина, художницей Маргаритой Сабашниковой - не без влияния самого поэта.

В роли искусителей выступили супруги - поэт Вячеслав Иванов и писательница Лидия Зиновьева-Аннибал. У пишущей четы родилась идея семьи нового типа: если два человека суть едина душа и плоть едина, то отчего не воспринять в лоно и не возлюбить третьего. Подобный союз должен стать прообразом "новой человеческой общины", "началом новой церкви, где Эрос воплощается в плоть и кровь".

Поначалу в соборной ивановско-аннибаловской идее роль третьего отводилась Сергею Городецкому. Чуть позже Городецкий реализовал чужой замысел в отношениях с Есениным. Но сейчас нам интересна Маргарита, которая услыхала языческое камлание Иванова ("Чаровал я, волхвовал я, Бога-Вакха зазывал я") и явилась на зов.

Союз становится настолько спаянным, что Зиновьева-Аннибал обращается к "Сирене-Маргарите": "Ты принадлежишь нам. Если ты уйдешь, останется мертвое┘ Мы оба не можем без тебя".

Нетрудно убедиться, что Волошина в семейной ячейке нового типа нет. Руководясь здравым смыслом и ощущением ненормальности происходящего, он порывает отношения с двумя Афродитами в лице одной - неверной Маргариты.

Снимки той поры (Волошин был хорошим фотографом) - лучшая иллюстрация происходившего. Запечатленные лики говорят сами за себя.

Зиновьева-Аннибал, автор скандально знаменитого романа "Тридцать три урода", глядит в камеру белесыми зрачками, словно одержимая демонами. Не менее выразителен Иванов, страж "Башни" - манерный, явно позирующий в расчете на эффект. Сабашникова в шляпе с птичьим пером - воздушная, лукавая; вот-вот взмахнет крылом и улетит.

***

Новые действующие лица второго акта жизненной драмы Максимилиана Волошина - скромная учительница Елизавета Ивановна Дмитриева (виртуально - Черубина де Габриак) и поэт Николай Гумилев. Оставленный (отставленный?) муж в утешение себе выдумал, как в Средние века, la belle dame sans merci - "жестокосердую красавицу".

Черубина - неправдоподобный, томный и ядовитый цветок, выросший на клумбе символизма. Неожиданно распустившийся и столь же внезапно увядший. Каждый, кто приложил руку к сочинению этой сказки, сделался одним из ее персонажей.

А начиналось все обыденно - в Петербурге, где атмосфера и городские декорации способствовали тому, чтобы из обыкновенной дворянской девушки со склонностью к мистицизму и экзальтации (а кто в то время не был мистиком?) после длительного окукливания выпорхнула бабочка, похожая на Сафо.

По окончании Императорского Педагогического института, где она изучает историю средневековья и французскую Средневековую литературу, Дмитриева едет в Париж. Пишет стихи. О чем мечтает барышня в осьмнадцать лет? Конечно, об инфантах, грандах и принцах.

В Париже Дмитриева занимается испанской средневековой литературой и историей, знакомится с молодым Николаем Гумилевым. Завязывается грядущая драма, варианты действий и явлений которой трактованы неоднократно и по-разному.

По одной версии, имел место роман. Гумилев посвятил Дмитриевой несколько стихотворений, просил ее руки, но получил отказ. По версии Ахматовой (позднее атрибутировавшей любовную лирику Гумилева безапелляционной резолюцией - "это все мне"), дело было не так.

Гумилев вводит Дмитриеву в тогдашнюю литературную среду. Позже, на "Башне" Вячеслава Иванова, прежде того как там совьет себе гнездо тройственный союз, Дмитриева знакомится с Волошиным. Между ним и Дмитриевой (по ее воспоминаниям) вспыхивает романтическое (а какое же еще?) чувство. Любовь к Гумилеву - чувству не помеха. Волошин требует от Дмитриевой ясности: третьего не дано, он или Гумилев? Будущая Черубина вовсе простодушно описывает трагикомическую ситуацию: "Мне все казалось: хочу обоих, зачем выбор!"

Именно тогда Волошин генерирует Черубину де Габриак. Стихи под этим псевдонимом публикуются в "Аполлоне" в 1909 году - и имеют колоссальный успех, особенно у мужчин.

Но увы - любовь, разлитая на троих, опять закончилась нехорошо. Закончилась дуэлью между Гумилевым и Волошиным и чуть было не стоила жизни обоим. Пальба шла на Черной речке, где был смертельно ранен Пушкин - элемент художественности нельзя было не внести.

В 1921 году поэты мирно встретились и пожали друг другу руки. Через некоторое время Гумилева не стало.

Что заставило их в далекие года схлестнуться - уязвленное мужское самолюбие, привычка к постоянному флирту, следование провозглашенным истинам символизма, символистское неразличение жизни и искусства? Трудно сказать. Зато, глядя на портрет Дмитриевой-Черубины, можно сказать наверняка: наружность этой крепенькой волоокой девицы-дамы-поэтессы, любительницы искупаться в море, выпить и потрахаться (засвидетельствовано ею самой и множеством других), не сильно искажена духовностью, которую в ней страстно и напрасно искали два дуэлянта.

***

Метания Волошина не закончились с революцией. Приобрели иной характер.

Октябрьского переворота он вроде бы не принял. Потрясение было таким сильным, что целый год он не мог написать ни строчки. И в то же время развил бурную деятельность.

Бунин, удивленный и обескураженный кипучей революционной активностью поэта, в заметке о нем восклицает: "┘на кого же┘ похож он?.. Кряжистый бурмистр крепостных времен? Приап? Кашалот?"

Именно тогда в "Известиях" появляется заметка со знаменательными словами: "К нам лезет Волошин, всякая сволочь спешит теперь примазаться к нам┘"

Справедливости ради стоит отметить, что "примазывался" Волошин не для одного себя. В его доме в Коктебеле находят убежище гонимые и красными и белыми. В 1918 году он останавливает погром имения Э.А. Юнге, где хранилось множество картин и редкая библиотека. В следующем году с мандатом комиссара по охране памятников древности и искусств спасает от расхищения немало культурных ценностей Крыма.

Ни одна волна большевистского террора его не смыла. На фотографиях поэта, в написанных им акварелях того периода нет и намека на беспокойство, страх преследований. Та же эллинская безмятежность, эпикурейская созерцательность, медитативность, нега. Словно Волошин, не нашедший подкрепления своей вере в человека, решил излить переполняющую его любовь на окружающую природу Крыма. Ни одной живой души не запечатлено в красновато-желтоватых по гамме полуостровных акварельных пейзажах.

От революции Волошин укрылся в Коктебеле, словно средневековый купец, сбежавший из горластой и смрадной торговой Генуи в далекую "скифскую" колонию, в Киммерию. Крымский дом он построил своими руками.

На дом, где в 1920-1930-х обретали временный приют и недолгий отдых поэты, писатели и художники уходящего Серебряного века (Мандельштам, Цветаева, Бальмонт, Бердяев, Андрей Белый, Алексей Толстой, Ахматова и многие другие), Волошин имел охранную грамоту.

В 1928 году тучи сгустились. Дом Поэта был обложен непосильным налогом, как частная собственность - позорный пережиток проклятого прошлого. Скудного пособия (60 рублей в месяц), которое Волошин получал, как член ЦЕКУБУ (Центральной комиссии по улучшению быта ученых), не всегда хватало на жизнь. В собственном доме пришлось принять статус временного жильца-съемщика.

Волошин пробовал заигрывать с властью, отписываясь разгромными статьями о хищнической сущности русского империализма. Но дни его были сочтены. Он начал быстро дряхлеть, ходил, опираясь на палку, задыхался от астмы, ссутулился. От прежнего зевсоподобного волошинского облика сохранились только корпулентность и грива густо поседевших волос.

К началу 1932 года его разобьет паралич, усилится астма. А весной того же года он уйдет в далекий и призрачный край, намеками на который полны его коктебельские пейзажи, странно схожие с пейзажами любимой им Испании и Святой Земли.

Облака, горы и море. Больше никого и ничего.

Впрочем, нет. Под занавес жизни Афродита-Урания уступила место Афродите-Пандемос. Поэт обрел простое семейное счастье, которое искал и не находил в кругу столичной богемы.

Ее имя было Мария Степановна Заболоцкая. Знакомство состоялось у одра угасающей матери Волошина. Мария Степановна, вначале всего лишь сиделка и помощница, в скором времени стала ангелом-хранителем поэта. Он звал ее Марусей. Почти на всех фотографиях она справа от мужа - правая рука.

Всеволод Рождественский - плохой поэт, зарабатывавший на жизнь сочинительством от имени всевозможных джамбулов, но честный мемуарист - вспоминал, как Волошин в сентябре 1931 года вышел его проводить: "Опершись на мою руку, он прошел со мною сотню метров от ворот в степь, тяжело дыша и ничего не говоря. Мария Степановна тревожно следила за нами. Он обнял меня на прощание - и я ясно почувствовал, что вижу его в последний раз".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
639
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
710
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1013
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
821

Другие новости