0
1420
Газета Интернет-версия

10.03.2005 00:00:00

Свингующий Лондон 58-го

Тэги: Макиннес


Колин Макиннес. Абсолютные новички, - М.: ЭКСМО, 2004, 256 с.

Говорят, каждый журналист мечтает написать роман. Звучит примерно как фраза: "Каждый маляр в душе художник". Но "акулы пера" и впрямь довольно часто пытаются стать чем-то большим. Некоторым удается.

Колин Макиннес (1914-1976) регулярно печатался в британских газетах, писал эссе и сценарии для Би-би-си. То есть был успешным журналистом. А стал еще более успешным писателем.

Его первый роман "Трофеи - победителям", навеянный воспоминаниями о Второй мировой (Макиннес служил в Европе в разведывательном подразделении), был, что называется, "замечен критиками", и не более того. Настоящую славу ему принесла трилогия о жизни Лондона конца пятидесятых - "Город Пик", "Мистер Любовь и Справедливость" и, конечно же, "Абсолютные новички".

С тех пор Макиннеса часто сравнивают с Сэлинджером. Не только потому, что "Абсолютные новички" стали на Западе столь же культовой книгой, как и "Над пропастью во ржи". Двух писателей роднит редкое умение смотреть на мир глазами подростка. Недаром на исходе 80-х создатели экранизации романа Макиннеса (довольно паршивой, надо заметить) не удержались от искушения обозвать его безымянного героя Колином. А ведь от имени восемнадцатилетнего парня Лондон 1958 года описывал автор сорока четырех лет от роду┘

Это было время, когда слово "тинейджер" только начало входить в оборот. Мир стремительно менялся, впервые в истории подростки обладали и деньгами, и свободным временем, чтобы их тратить. Большой бизнес впервые обращает внимание на подростков как на перспективных потребителей. На них начинают ориентироваться киношники и звукозаписывающие компании (четверть века спустя апофеозом тенденции станет появление монстра MTV), им пытаются впарить кучу ненужных "молодежных" товаров┘

Почувствовавшие свободу молодые люди пытались сопротивляться навязываемой моде. Именно в "шикарные 50-е" появилось такое явление, как молодежная субкультура. Под конец десятилетия движение тедди-боев, аналога наших люберов, уже сходило на нет. На британские улицы выплескивалось новое явление - моды.

Вместо цветастых джемперов и рубашек они облачались в строгие однотонные костюмы - короткие итальянские пиджаки и узкие брюки со строго определенным расстоянием от низа штанин до верха туфель. Сопротивляясь давлению тогда еще неуклюжего шоу-бизнеса, демонстративно предпочитали джаз подделкам под американский ритм-энд-блюз и рок-н-ролл (массмедиа прилепят к этому времени ярлык - "свингующий Лондон"). Круг их чтения составляли романы французских экзистенциалистов и Сэлинджер┘

Они во всем предпочитали изящество, даже в драке. Любая новая субкультура вынуждена в буквальном смысле слова отвоевывать место под солнцем. С тедди-боями моды предпочитали общаться с помощью небольших молотков┘

Глазами одного из первых модов Макиннес и смотрит на "свингующий Лондон". Этот Абсолютный новичок терпеть не может родительский дом, поскольку недолюбливает мать и до боли сочувствует своему нелепому отцу. Он живет в неблагополучном лондонском районе Ноттинг-Хилл, свободное время проводит в джаз-клубах. Он - фотограф (сразу вспоминается фильм "Фотоувеличение" Антониони), не гнушающийся зарабатывать порноснимками. В его окружении много людей не в ладах с законом - извращенцы, сутенеры, просто бездельники. Его мучают странные отношения с любимой девушкой, помешанной на чернокожих мужчинах, но выходящей замуж за богатого гомосексуалиста.

И вся эта жизнь происходит на фоне сгущающихся туч: что-то страшное грядет┘

Макиннес описывает реальные события конца августа - начала сентября 1958 года, когда Британию сотрясли самые крупные расовые беспорядки в ее истории. Сначала в городе Ноттингеме, затем в лондонском квартале Ноттинг-Хилл и, наконец, по всему восточному Лондону прокатилась волна погромов. Не только тедди-бои, но и обычные английские парни избивали всех людей с другим цветом кожи. Цветные, конечно же, отвечали┘ Полиция неделю не могла остановить кровавые столкновения.

Это шок для главного героя романа. И шок для всего английского общества, долгое время считавшего себя выше подобных конфликтов (вспоминается знаменитая фраза Черчилля: "В Британии нет антисемитизма, потому что англичане не считают себя хуже евреев"). Это была проверка боем для зарождавшегося движения модов: они гордились своей европейской элегантностью, но их любимый джаз был все-таки музыкой черных┘

Герой романа делает выбор. Мир "пиков", цветных, чужд ему, и все же он готов рисковать жизнью, чтобы спасать их от несправедливой расправы. Ему стыдно за собственную расу, за страну, где возможен подобный кошмар: "Я патриот, именно поэтому я так ненавижу эту страну". Это - кредо Абсолютного новичка.

Это кредо и самого Макиннеса, чей роман по антирасистскому пафосу стоит в одном ряду с "Хижиной дяди Тома" и "Убить пересмешника", а потому никогда не станет всего лишь памятником ушедшей эпохе. Хорошо, что "Абсолютные новички" наконец-то вышли по-русски. Сейчас такие книги в России актуальны как никогда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Иван Родин

Для детских учреждений летнего отдыха предлагают единую систему воспитания

0
433
Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Ольга Соловьева

У российских предприятий сохраняются досанкционные приоритеты

0
896
Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Екатерина Трифонова

Однако в практической работе по перевоспитанию доминирует система взысканий

0
623
Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Анастасия Башкатова

ОПЕК+ решит, стоит ли увеличивать добычу в декабре

0
1088

Другие новости