Отец его, московский журналист, был упомянут Гиляровским: "Пришел Иван Вашков. Все пропил, голоден, раздет, попросил аванс. Одели, накормили". Вот так коротко и емко - о судьбе отца. Сын же, поэт Евгений Иванович Вашков, еще до революции освоил уникальный жанр - литературная мистификация. И по самой высшей пробе. Опубликовал в 1900 году в журнале "Русская мысль" - "Пушкин. Новое, неизвестное посвящение Керн". Было много литературоведческих споров.
Жанр мистификации довольно знаменит. Начиная с Пушкина, клюнувшего на "Песни южных славян" - мистификацию Проспера Мериме... Но кроме поэтического таланта, в этом деле еще важна - "техника вброса"... По вашковской легенде 1900 года, он - сотрудник Румянцевской (в будущем - Ленинской) библиотеки, однажды роясь в неразобранных архивах┘ и т.д.
После череды известных событий ("┘о необходимости которых") в биографии Вашкова - небольшая лакуна. Объявляется уже в годы НЭПа. Выслан в Иваново, где жил, умеренно обирая местное население. То есть он чурался сугубого криминала и действовал примерно по схемам Остапа Бендера. Попал на "перековку", в Дмитлаг.
Еще в 29-м году он написал в журнал под названием "30 дней" письмо. Приобрел-де блокнот купца Федора Семыкина. Там среди хозяйственных записей типа "┘прошли сильные грозы, сено подорожало" встретил уникальные поэтические фрагменты: "кажется - неизвестный Некрасов"┘
Этот блокнот в малиновой обложке Вашков продал┘ Демьяну Бедному за 500 рублей.
Высокий класс! На всякий случай даю справку. Демьян Бедный - псевдоним Ефима Придворова, Главного Поэта страны. Вожди тогда брали клички поувесистей, помощнее (даже Каменев, как в 1938 году выяснилось, было слабовато). Пик моды - клички из кузнечно-металлургического лексикона (Молотов и т.д.). Поэты же, наоборот, становились - Голодным, Приблудным. (Обобщенный образ - Бездомный из "Мастера".) Безусловный лидер этого поэтического "прибеднения" - был наш Демьян. К моменту этой 500-рублевой "некрасовской" сделки уже пять лет стоял город его имени - Беднодемьянск (бывший Спасск Пензенской губернии). И "впарить" что-то Придворову насчет поэзии, это было, примерно┘ как дополнить или поправить Джугашвили насчет обостренья классовой борьбы.
По Евгению Вашкову можно моделировать ситуацию, допустим: "Бендер в 37-м году"... В общем, Демьян публикует найденный "шедевр" - в двух апрельских 1929 года номерах "Правды"! Некрасов - поэма, "Светочи". С пояснением, что известная некрасовская поэмы "Дедушка" (помните со школы: "┘вырастешь, Саша, узнаешь") - только фрагмент. А полностью, с этими чудесно обретенными кусками, где Некрасов особенно ярко пишет "про декабристов и царизм", - это якобы называлось "Светочи".
Главная газета страны дала почин. Потом подключились и прочие. В "Известиях" была статья. Специалисты разделились. Сомневающиеся в подлинности новых фрагментов довольно быстро попали в троцкисты. Демьян развернул кампанию за включение "Светочей" в Полное собрание сочинений Некрасова. Но заведовавший этим Чуковский был против. Назначили экспертизу и┘
Вывод: бумага блокнота действительно XIX век. Но чернила - определенно XX. Календарик там вставной был, слово "Вторник" - без буквы "Ъ". И графологи установили, что почерк "выдает сильное напряжение при написании всех тех букв, что отменили по реформе XX века"... То есть┘
В Дмитлаге Вашков работал в агитбригаде. Освободился в 36-м году. Пытался пробить сценарий фильма о Каналстрое. Вскоре умер. Но перед смертью попробовал еще раз. Представляете, "Неизвестное стихотворение Маяковского"! Вот это уже - гениально! Вообразите только: Некрасов (а Вашков-то уже был акцептованный, признанный Некрасов - только состав чернил подвел) - пишет поэму "Хорошо!". Как окончание своей поэмы "Кому на Руси жить┘".
Кстати, история с некрасовской поэмой еще не скоро затихла. Историки, литературоведы, сделавшие ставку на тот текст, писали потом и сыну Вашкова┘ Что ж. Включенные уже в план диссертации, "некрасоведенье" - это дело серьезное┘ А экспертизу-то с чернилами┘ могли и троцкисты провести. Если не бухарино-зиновьевские вредители.