0
1221
Газета Интернет-версия

30.09.2004 00:00:00

"Самая загадочная личность в истории..."

Тэги: Писатели, кинематографисты, шукшин, личность, история


Олег Павлов, писатель

Шукшин был "опасен". Именно в нем могло произойти превращение художника в вождя открытого крестьянского сопротивления. Не случайно, когда Шукшин искал национального героя, которым оказался для него Разин, он сознательно ставил на это разинское место СЕБЯ. Оно было предназначено для него судьбой. Своей психологией, своим мировоззрением он врастал в своего бунтующего героя. Только это была война без армий и сражений. Это был трагический поединок со временем, порождением которого во многом был сам Шукшин, в тупиках которого он блуждал, запрятывая в своих праведниках и дурачках Россию, а в разбойниках - свою же страдающую душу. Это не было борьбой за свободу: боролись за правду, требовали правды, взывали к правде, а это значило "жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду". Так писал Шукшин. По сути, все, кто взывал к этой правде, столкнулись с неспособностью своего народа преобразить жизнь или даже восстать. Народ бездействует, но поэтому сохраняет себя, а в конце-то концов, сберегает жизнь. И оказывалось, что правда - это против людей бунт. То есть против человеческой жизни бунт. Это метафизическое разрушение реальности, которое приводит к страданиям точно так же, как и прямое ее разрушение, будь то революция или война.

Алексей Варламов, писатель

Шукшин, на мой взгляд, едва ли не самая загадочная личность в истории послевоенной советской литературы. Поразительно, как ему в условиях советской цензуры удалось выразить суть народного миропонимания, стяжать при жизни все возможные награды и почести, ни в чем не слукавив и не пойдя ни на какой компромисс. Это была абсолютная победа - с волевой личностью так ничего сделать и не смогли. Коммунистическая власть не уничтожила Россию - вот, если угодно, главный вывод из шукшинского творчества. Русский народ, соблазненный эгалитарными и апокалиптическими идеями, сумел переболеть этими недугами, освободиться от них (увы, кажется, только на время) и устремился┘ К чему?

Я бы хотел сказать - к нормальной, ладной жизни (вспомним рассказ "Осень" - разговор двух стариков после смерти любимой ими женщины) и разделить известную точку зрения о том, что жизнь взяла свое, все ужасы Гражданской войны, коллективизации и репрессий быльем поросли, Россия переварила социализм и колхозы переварила, и все в стране пошло своим чередом, пока "проклятые" демократы власть не перехватили и не загубили великую державу. Но что-то здесь не сходится, и опять-таки именно Шукшин без лишнего политического пафоса и интеллигентских воплей это разглядел и показал. Сколько горьких судеб, сколько страдания и без вины виноватых людей появляются на страницах его рассказов и каким обвинительным актом звучат их голоса! Эта непреднамеренная "критика режима" разительнее протестов тех, кто писал об этом на Западе. Непредвзятость суждений, бесхитростность персонажей и отказ от грубой пародии трогают больше, чем нагнетание страстей и построение философских концепций, как у иных из современников Шукшина вроде Зиновьева или Синявского.

Сергей Герасимов, кинорежиссер

Посмотрев фильм Шукшина "Печки-лавочки", ловишь себя на мысли: вот появляется фильм, демонстрирующий мощь живого искусства, фильм-открытие... Эта картина, на мой взгляд, - классический пример авторского кинематографа. Это работа необыкновенно точная и по литературе, и по режиссуре, и по актерскому мастерству. И львиная доля успеха в том, что героя играет сам Шукшин.

Григорий Чухрай, кинорежиссер

В фильме "Ваш сын и брат" некоторые критики обнаружили противопоставление деревни городу, простого народа - интеллигенции. Это несправедливо. Люди, над которыми смеется Шукшин, не интеллигенты. Это "недоинтеллигенты", люди, утратившие свои национальные традиции, заменившие их фразеологией "культурного человека", за которой лежит пустота. Такие люди часто уверены в своем превосходстве над простым человеком. Шукшин смеется над ними, но при этом знает, что такие люди не только смешны, но и опасны.

Сергей Юткевич, кинорежиссер

Фильм "Странные люди" Василия Шукшина - исключительно интересное явление со всех точек зрения. Не говорю уже о том, что это талантливо, но, по существу, лицо сегодняшней деревни я узнал, посмотрев "Странных людей".

Алексей Каплер, кинодраматург

Роль Егора в "Калине красной" неимоверно сложна. Чего только не намешано в этом человеке - какое причудливое сочетание зла и добра, вранья, шутовства и душевной муки, лихости и отчаяния, любви и балагурства... А сквозь все - и приговор себе, и мучительные поиски пути возвращения к жизни, поиски смысла ее, радости ее. И все это сыграл Шукшин. Все состоялось. Все. Может быть, от того, что он всегда работал скромно, без шума, без расчета на сенсацию, мы как-то не представляли себе, как велик его художнический труд...

Леонид Куравлев, актер

Слава Богу, что судьба свела меня с Василием Макаровичем Шукшиным. Я страшно завидовал его увлеченности, высочайшей способности к творчеству... Для меня Шукшин - духовный отец, который дал мне очень и очень многое. Много снимался, но превыше Шукшина никого не было. Большое ему спасибо!"

Алексей Ванин, актер

Я верил в Василия Макаровича, как в какую-то силу, в трудные минуты мне было достаточно подумать, что есть Шукшин... Как-то в разговоре он сказал: "Я жизнь разделил на три раунда - по 20 лет. Два из них я уже проиграл. И только третий начинаю выигрывать". Только последние пять лет его удовлетворяли...

Павел Чекалов, композитор

Каждая встреча с Шукшиным была для меня праздником. Он был для меня своеобразным учителем, оказав огромное влияние на мое творчество. Он был необыкновенно музыкален, чувствовал так народную музыку, как никто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
991
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1122
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1396
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1007

Другие новости