0
2741
Газета Интернет-версия

19.08.2004 00:00:00

Каждый художник желает знать

Тэги: грэм, искусство, философия


Гордон Грэм. Философия искусства: Введение в эстетику / Пер. с англ. М.О. Васильева. - М.: Слово, 2004, 256 с.

Хороших книг по философии искусства очень мало, потому что написать такую книгу трудно. Для этого недостаточно, чтобы автор разбирался одновременно и в философии, и в искусстве - нужно еще, чтобы ни один из этих знатоков в нем не подчинил себе другого. Обычно происходит как раз наоборот. Если за дело берется выпускник философского факультета, то он втискивает отобранные и скомпилированные по своему вкусу факты истории искусства в каркас созданной независимо от них отвлеченной теории, которую они должны подтверждать. Если же автор принадлежит искусствоведческому цеху, то он, как всякий специалист, склонен делать широкие выводы из того художественного материала, который лучше знает, и принимать частные свойства того вида искусства, в котором хорошо разбирается, за характеристики искусства вообще.

Профессор Абердинского университета Гордон Грэм счастливо избежал и того, и другого благодаря сознательному самоограничению. Как философ, он отказался от того, чтобы заранее класть в основу своих рассуждений какое-то определение сущности искусства, заменив вопрос "Что такое искусство?" вопросом "Почему искусство так важно и ценно для нас?". Как знаток искусства, он приложил все усилия к тому, чтобы абстракция "искусства вообще" не заслонила собой многообразие его родов, видов и исторических форм. Поэтому у Грэма получилось то, что не удалось, пожалуй, ни одному из современных русских гуманитариев, пробовавших себя на этом поприще. Его "Философия искусства" лишена ложных претензий на универсальность, свободна от культурно-просветительского пафоса, не страдает эклектикой и действительно способствует прояснению вопроса о том, что может дать философия для понимания значения искусства.

Следуя вековой традиции английской философии, Грэм опирается в своих размышлениях об искусстве прежде всего на опыт и здравый смысл. Вначале он предлагает читателю задаться простым на первый взгляд вопросом: чего, собственно, мы ждем от искусства, когда проявляем к нему интерес? Три наиболее распространенных ответа - "удовольствия", "выражения эмоций", "познания" - Грэм разбирает в первых трех главах книги. Тщательно взвесив общетеоретические аргументы за и против каждого, он приходит к предварительному выводу, что только рассмотрение искусства как источника познания позволяет вразумительно объяснить, почему мы так высоко его ценим. Затем в главах "Музыка и значение", "От живописи к кинематографу", "Поэзия и пересказ", "Архитектура как искусство" Грэм переходит от общих рассуждений к анализу конкретных видов искусства, чтобы проверить, насколько применимы эти рассуждения к каждому из них. Здесь довольно много места занимает разбор конкретных примеров (для добросовестных читателей Грэм даже специально составил их список, чтобы можно было заранее ознакомиться с обсуждаемыми произведениями). И только в самой последней главе дается компактный обзор и критический анализ различных теорий искусства, выработанных философией за свою долгую историю.

Главное, что отличает изложение Грэма от подавляющего большинства обобщающих книг по эстетике, - ясное осознание того обстоятельства, что в рассуждениях об искусстве всегда следует четко различать описательный и нормативный подход к предмету. Одно дело рассуждать об искусстве исходя из того, что фактически считается таковым, и совсем иное - пытаться на основе тех или иных оценочных критериев установить, что должно считаться искусством, а что нет. Главная трудность философии искусства в том и состоит, что в ней постоянно возникает путаница между тем и другим. Однако избежать ее, по мнению Грэма, не так уж сложно. Достаточно понять, что чисто описательную, нейтральную теорию искусства создать вообще невозможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
519
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
516
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
840
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
435

Другие новости