Александр Щуплов. Концерт для шпаги с оркестром: Сборник стихотворений. - М.: Academia, 2004, 140 с.
У книги Щуплова один недостаток. Туда не включена замечательная поэма "Принц крови" (печаталась лет десять тому назад в журнале "Комментарии"). Хотя причину понять можно. Александр Щуплов (р. 1949) - московский поэт и журналист, автор нескольких стихотворных сборников - выпустил в последнее время целую серию "жаргон-энциклопедий" и вообще автор предельно брутальный и несерьезный.
А тут - первый за последние десять с небольшим лет - сборник стихов. Сугубая лирика. Журчание любовных струй (практически без иронии говорю). Вот и не включил поэму - грубую, веселую, бесшабашную. Можно сказать, "жаргон-поэму". Его право.
Так же как только автор решает - писать ли столь же откровенно и яростно, как Шаталов или Могутин. Или так академично-нежно, как Щуплов.
Именно что - академично-нежно. Сплошная акварель, сплошная недосказанность, но каждое слово, каждая буква - продуманы чрезвычайно тщательно. Еще бы и опечаток в книжке не было┘
Щуплов пишет емко, внятно, зримо. Утонченно, но не отвлеченно. Изощренно, но не отрешенно. Сдержанно, но страстно. Прямо и просто, но при желании можно часами копаться в аллюзиях и ассоциациях, складывать и раскладывать головоломки, играть в кубики-шарики. "Пушкин вышел из дома. Гоголь вышел под дождик. / Дождик шел в понедельник. Дом стоял на Плющихе. / Пушкин шел по брусчатке. Гоголь шел по мокротам. / Александр - неВасильич. Николай - неСергеич┘"
История и литература живут в текстах Щуплова давно и смешались с домашней живностью, с любовями и чувствами. "Страна тонула с веком наравне, / но верила безумному парому. / И Аввакум сгорал в своем огне, / И Аввакум подбрасывал солому. / В президиуме царствовал графин - / на тушинском параде и в застенках. / И плавал шестиполый серафим, / рожденный полым разумом Лысенко". Про что здесь, как вы думаете? Правильно, про Москву - между герром Воландом и герром Риббентропом.
А если Москва, то значит - осторожная, тихая, бурная, эгоцентричная, властная, нежная, какая угодно, но ни в коем случае не слепая - страсть. Любовь и влечение, и обязательно - глазами: "Человек мой солнечноголовый, / солнечностволовый человек! / Если и останется полслова, - / о тебе они, как снег и век┘ / У меня в глазах стоят рассветы, / на плече мяукает зверье. / Я уже гожусь тебе в планеты, / сумрачное солнышко мое".
Очень нежная книжка. Наверное, потому и нельзя верить поэтам, что лучше всего у них получается именно обманывать. Впрочем, зачем еще читать, если не для того, чтоб быть обманутым? "Природа нежных чувств моих к тебе - / в разлуке. Беспризорно шарят руки / тебя, как шарят свет из темноты. / Но - ты мой воздух. Нет с тобой разлуки. / Везде - в глазах, у сердца - только ты. / Потемки огибают твои плечи. / Снежинка тихо тает на губе. / И незачем скулить. И плакать нечем┘ / Причина нежных чувств моих к тебе / в том┘"