0
2412
Газета Интернет-версия

01.04.2004 00:00:00

Георг Гегель и философский камень

Тэги: кожев, гегель


Александр Кожев. Введение в чтение Гегеля: Лекции по "Феноменологии духа", читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2003, 792 с.

Когда в 1998 году "Логос" и "Прогресс-Традиция" издали тоненькую книжечку под названием "Идея смерти в философии Гегеля", большинство русских читателей даже не подозревали, что это лишь незначительная часть того, что во всем мире известно как главный труд Александра Кожева (Кожевникова). Только теперь, держа в руках почти восьмисотстраничный перевод его лекций, записанных и изданных Раймоном Кено, они смогут оценить по достоинству всю масштабность и претенциозность замысла знаменитого французского философа русского происхождения.

Неизвестно, предполагал ли Кожев, соглашаясь в 1933 году прочесть лекционный курс по философии Гегеля вместо своего соотечественника Александра Койре, что его лекции станут одним из ключевых событий французской философии ХХ века. Но именно так и получилось. И не только потому, что среди его слушателей оказались Сартр, Мерло-Понти, Батай и Ипполит. Сохраняя дистанцию по отношению к университетской учености, Кожев создал жанр, на который так или иначе ориентировалось большинство мыслителей послевоенной Франции, - жанр провокационной интерпретации.

Увесистый том, озаглавленный "Введение в чтение Гегеля", готовит много сюрпризов не только тем, кто никогда не открывал гегелевскую "Феноменологию духа" (а таких даже среди интересующихся философией подавляющее большинство), но и тем, кто вроде бы вправе не считать себя в этом деле новичком. Солидный объем кожевовского комментария и суровый облик текста, пестрящего немецкими словами и построчными ссылками на текст оригинала, могут легко ввести в заблуждение. Кажется, что перед нами действительно последовательный сквозной комментарий к "Феноменологии духа", пожалуй, даже чересчур скрупулезный. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что впечатление это ложно. Лекции Кожева меньше всего похожи на кабинетный разбор авторитетного сочинения признанного классика.

Способ обращения с текстом Гегеля, который с таким блеском демонстрирует "Введение", скорее напоминает предприятие алхимика: к гегелевской мысли примешиваются разнообразные реактивы, под действием каждого из которых она, неожиданно видоизменяясь, обнаруживает доселе скрытые в ней свойства. В лаборатории Кожева таких катализаторов много: фейербаховская критика христианства, размышления Маркса об отчуждении труда и классовой борьбе, хайдеггеровская аналитика присутствия с ее описаниями страха, ужаса, заботы и бытия-к- смерти, гуссерлевская идея феноменологического описания, ницшеанская трактовка жизни как проявления воли к власти, пророчества предвоенных публицистов о грядущем всемирном государстве┘ В результате за темными пассажами "Феноменологии духа" постепенно проступает увлекательное повествование о времени, человеке и всемирной истории.

Любой специалист, конечно, категорически воспротивится стратегии Кожева. Каждый из них считает своим долгом в чем-нибудь с Кожевом поспорить. Уж очень много в его толковании заранее заданных предпосылок, и все одна другой сомнительнее. Во-первых, Кожев читает "Феноменологию духа", как читают сакральный текст - как если бы в книге не было ничего случайного и каждая деталь имела свой потаенный смысл, доступный только посвященному, вооруженному специальными ключами для расшифровки этого смысла. Поэтому все проблемы, связанные с историей возникновения "Феноменологии", он оставляет за кадром. Во-вторых, основным ключом к тайнам "Феноменологии" он считает рассказанную в четвертой главе книги историю о Рабе и Господине, в которой видит философскую модель исторического процесса. Здесь явно сказывается влияние оценки "Феноменологии" Марксом. В-третьих, он настойчиво противопоставляет друг другу двух Гегелей, автора "Феноменологии" и создателя системы. Это мнение кажется убедительным, пока остается декларацией, но любое внимательное сопоставление "Феноменологии" и "Науки логики" свидетельствует не в его пользу.

Впрочем, художественной убедительности кожевовского рассказа все эти доводы нисколько не вредят. Скорее наоборот, именно спорность прочтения Кожева и делает книгу столь притягательной. Но по этой же причине воздействие кожевовского "Введения" двойственно. С одной стороны, оно побуждает читать и перечитывать Гегеля, избавляясь от школьной схемы. С другой, - оно же навязывает нам суггестивный образ гегелевской философии, который опережает и подчиняет себе ткань гегелевского текста. Так что не следует всякий раз верить Кожеву на слово. Лучше лишний раз проверить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
956
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1607
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1436
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2702

Другие новости