0
2773
Газета Интернет-версия

22.01.2004 00:00:00

Михаил Туманишвили против Андрия Жолдака

Тэги: Туманишвили, театр, режиссура


М.И.Туманишвили. Введение в режиссуру. - М.: Театр "Школа драматического искусства", 2003. - 270 с. Без указ.тиража

Внешне жанр "Введения в режиссуру" выдержан жестко: учебник со всеми присущими академической литературе чертами, логичностью, но и простотой изложения, за которыми так и видится адресат-студент: увлеченный и наивный, самоуверенный и уверенный в себе. Безусловно - талантливый (иначе педагог-режиссер не взял бы, а ведь среди его учеников столь отличные индивидуальности, как Стуруа и Чхеидзе). Вот для этой гипотетической для стороннего читателя, но вполне реальной, хотя и суммарной фигуры - "юноша бледный со взором горящим" (да еще с учетом восточного, конкретнее - прославленного грузинского темперамента) - и написаны четкие строки.

Точнее, сказаны. Ведь "Введение┘" - это письменно оформленные лекции и практические задания и занятия, итог (по крайней мере промежуточный) долгой преподавательской деятельности знаменитого режиссера. Выпущенный в Тбилиси почти 30 лет тому назад, а теперь доступный и в России. Только не поздно ли, не устарели свежие страницы, на которых кириллица почему-то кажется затейливой вязью грузинского алфавита?

В солидном томе Туманишвили излагает только основы профессии, описывает лишь ее краеугольные опоры, столбы фундамента. Верный адепт психологической школы, он, кажется, след в след идет за великими своими предшественниками, однако годы, в которые развивалась его педагогическая и сценическая работа, накладывают свой затейливый отпечаток. Дело и в конкретике примеров, касаются ли они практических этюдов или относятся к пояснениям, и в самом образе мышления, и в лексике, запечатлевшей аромат эпохи, - так сейчас уже невозможно говорить с молодежью. Более того, если попытаться переложить его фразы на современный язык, окажется, что многие сущностные вопросы, освещаемые Мастером, сохраняют свое значение. Возникает крамольная мысль - может быть, главное давно определено, меняется только внешняя форма его изложения.

Но сегодняшняя театральная обстановка вроде бы говорит обратное: под сомнение поставлены именно основополагающие аксиомы. Образчик из практики: в постановках режиссеров (разных поколений и школ), обычно именуемых "модными" и "продвинутыми", отсутствует не только историческое или национальное своеобразие, которое раньше считалось обязательным. Показательный пример: когда одну из усердно рекламируемых постановщиц спросили, почему в ее "Герое" персонаж выходит в шотландской юбочке (драматург, Синг, все же ирландец и описывает ирландскую деревню), ответ гласил, что это смешит публику. Действительно, забавно - только не так, как предполагает постановщица: смехотворно невежество, выступающее под флагом профессионализма.

Еще большему остракизму со стороны "режиссеров обоймы" подвергается ныне стиль драматурга (а у Туманишвили есть специальная глава, посвященная авторским стилям), когда Шоу и Гоголь, Шекспир и тот же Синг решаются на сцене с использованием совершенно одинаковых приемов. (Удивительно, что никто еще не додумался выпустить сборник постановочных рецептов, наподобие кулинарной книги: тогда бы любой из столь расплодившейся породы постановщиков разового пользования не испытывал вовсе никаких сомнений; впрочем, такое пособие опасно - пошатнулись бы и некоторые солидные репутациим.)

Еще тяжелее оказывается положение актеров. А у Туманишвили целая глава - одна из лучших - отдана первичным элементам актерского мастерства; не потому только, что умелый режиссер должен понимать изнутри актерскую природу, но для того, чтобы в своей работе он эту природу не деформировал. Театр все же не аттракцион, хотя охотно включает в себя любые достижения техники; главную свою функцию - очищение зрителя через потрясение - он выполняет благодаря актеру, точнее - актерской команде, в которой каждый связан с остальными.

А если судить по работам немногочисленной, но шумной группы постановщиков-он-лайн, главное для них - создание занимательной картинки, вне всякой зависимости от драматургии. Недаром даже для широкой публики (говорить на которую они очень любят, полагая саморекламу важнейшей составляющей профессии) пьесу - безразлично, какого гения, - они именуют "материалом". Похоже, здесь не столько навык ремесленника, который все же выбирает подходящий инструмент для реализации замысла, сколько демонстрация самоценности, утверждение себя в качестве единственной "руководящей и направляющей" величины, перед которой все остальные в театре - не только драматург, но и актеры, художник и пр. - то же, что ялики в сравнении с идущим напролом ледоколом. (Другое дело, что имя Шекспира или Солженицына более привлекательно для публики, чем режиссера, и на какую-нибудь "Одну ночь Андрия Жолдака" явно соберется меньше народу, но хотя бы чистота жанра не пострадает.)

"Нельзя молодым делать вид, что они идут на риск, когда фактически никакого риска нет" - слова Туманишвили из главы о зрителе. Зал сегодня, пожалуй, самая подвижная часть инсталляции, называемой театром. Дело не только в том, что сменился традиционный для второй половины прошлого века состав аудитории, что вновь прибывшие отмечены соответственно неискушенностью и крайней неоднородностью запросов. Возросло прагматическое значение публики: цена партерного кресла определяет успех постановки, влияя на эстетику. Надо обладать незаурядным мужеством и стойкостью, чтобы не поддаться диктату толпы, оберегая собственный суверенитет. Но еще один афоризм из лекций: "Театр - слишком дорогое удовольствие, чтобы использовать его не по назначению".

Учебник Туманишвили начинается с 6-й главы. Главы с 1-й по 5-ю эскизны, набросаны, не отделаны, порой в них встречаются неточности, а то и грубые ошибки. Очевидно, что Мастер в первую голову изложил тот минимум, который и отличает профессионала от дилетанта, прочертил технологическую линию, что позволяет выдать готовую продукцию. Похоже, не случайно Туманишвили перенес на второе место профессиональные мускулы и навыки, выдвинув на авансцену проблему личности. Целью педагогики оказывается режиссер, который не просто поставит грамотное зрелище - развлекательное или даже увлекательное, но и откроет нечто новое, по крайней мере в искусстве, если не в мире. Тогда меняется шкала оценки, ремесло уходит в определенное поэтом подножие, основным мерилом выступает масштаб индивидуума, который в силу условий профессии обязан быть лидером.

Вероятно, есть историческая предопределенность в том, что ХХ столетие, в театральном смысле справедливо именуемое веком режиссуры, было и эпохой лицедействующих и кровавых диктаторов, причем в самых разных по уровню развития и местонахождению странах. Средство от массового затуманивания сознания еще не изобретено - может быть, в новом тысячелетии назначением сцены, на которой можно опробовать всевозможные идеи, и станет отыскание этого противоядия?

Остается добавить, что "Введением в режиссуру" с рисунками автора, вступительным словом Анатолия Васильева, статьей Натальи Крымовой, предисловием, послесловием и умной редакцией и чуткими комментариями Натальи Казьминой получил новую жизнь давно задуманный альманах "Менон", который ранее ограничивался исключительно материалами о "Школе драматического искусства". Отдавая честь своему коллеге и предшественнику, Анатолий Васильев таким образом вновь восстанавливает связь времен, за разрыв которых дорого приходится платить не только датскому принцу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
753
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1004
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
804
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
655

Другие новости