0
1438
Газета Интернет-версия

13.11.2003 00:00:00

Удовольствие быть рабом

Тэги: Бодрийяр, человек, средний класс, ценности


Жан Бодрийяр. К критике политической экономии знака. / Пер. с фр. Д.Кралечкина. - М.: Библион - Русская книга, 2003, 272 с.

Если вы мечтаете о новом холодильнике (костюме от Лагерфельда / картине Пикассо розового периода / "Шевроле" цвета металлик / загородном коттедже с бассейном), но не можете себе этого позволить, обязательно прочтите новопереведенную книгу французского социолога Жана Бодрийяра, признанного авторитета в области симулякров. Возможно, сладкие грезы о вышеперечисленных благах вас не оставят и по ее прочтении, и уж, конечно, вы не найдете там рецепта, как из парвеню превратиться в мультимиллиардера, но зато вам откроется нечто куда более важное - великая и ужасная тайна потребительской зависимости.

Написана книга относительно давно, в 1972 году, но по меркам социологической актуальности для современной России она в самый раз: пока не понастроили у каждого выхода метро по торговому центру, было не понять, о чем, собственно говоря, речь. На самом деле это даже не единая книга, а сборник статей. Они, впрочем, так хитроумно спаяны друг с другом, что, вздумай нерадивый читатель, пренебрегая очередностью, влезть в середину, он тут же забуксует - неясность контекста и известная сложность бодрийяровской манеры изъясняться моментально поставят на место самонадеянного торопыжку. Поэтому лучше двигаться постепенно: сначала освоить главу о функции знака и классовой логике, потом перейти к "Фетишизму и идеологии", и уж затем погружаться в пикантную критику медиа и дизайна. Неизбежные повторы тут даже оправданны: заходя то справа - через Хайдеггера и Гегеля, то слева - через Сартра и Батая, то сзади - из платоновских пещер, то беря наскоком из самого что ни на есть живого настоящего, - Бодрийяр с разных сторон подступается к тому, на чем стоит современная западная цивилизация. Эту точку опоры, скрытую от глаз непосвященных, он и называет "политической экономией знака".

С чего начинается бодрийяровская критика? С того самого холодильника. Если вам приспичило купить холодильник, то это, утверждает Бодрийяр, не потому, что вам якобы негде хранить продукты, а потому, что купить его велит вам ваше социальное чувство. Да и покупаете вы его не в качестве подсобного механизма, а в качестве знака - меты вашего местоположения в социальной иерархии. Это и есть до предела упрощенная формула политической экономии знака: предмет потребления - не вещь, а знак, руководящий социальной логикой обмена. Хотите вы того или не хотите, отдаете ли вы себе в этом отчет или не отдаете - ваша тяга к покупкам выдает с головой и ваше происхождение, и ваш карьерный потолок.

Все это, впрочем, только цветочки. Бодрийяр не был бы Бодрийяром, если бы не направил стрелы социологической критики в главного врага всех постмодернистов - метафизику. Правда, объектом его изощренной деконструкции оказывается довольно извращенный вид метафизики - метафизика первичных потребностей. Та самая, на которой Даниэль Дефо замесил своего Робинзона: будто у человека есть врожденные нужды, свойственные ему как биологическому виду, которые он реализует в процессе труда и потребления. Маркс назвал "отношения между Робинзоном и вещами, составляющими его самодельное богатство", простыми и прозрачными. Бодрийяр обличает эту прозрачность как обманчивую: "Робинзон - это конечный пункт определенного движения, развивавшегося с начала буржуазной эпохи┘ движения, которое в одно и то же время превращает человека в производительную силу и в "человека потребностей".

Чего добивается Бодрийяр? Говоря на языке бытового марксизма - показать фиктивность разделения Базиса и Надстройки. Говоря на языке самого Бодрийяра - показать, что "индивид - это идеологическая структура, определенная историческая форма, соответствующая форме/товару (меновой стоимости) и форме/предмету (потребительной стоимости)", что "вся история сознания и морали (все категории западной психометафизики) - это лишь история политической экономии субъекта". Говоря на нашем обыденном языке - продемонстрировать самодовольным потребителям культурных, материальных и даже (sic!) интеллектуальных благ, что они оказываются заложниками грубого обмана: "ценности потребления определяются как главный критерий новой дискриминации: поддержка этих ценностей играет роль новой морали, предназначенной для рабов". Для себя же высшие классы зарезервировали "абсолютную привилегию, которая обусловлена тем, что само это превосходство ни в коей мере не ищет основания в знаках престижа и изобилия, находя его в совсем другом месте, в реальных сферах решения, управления, политической и экономической власти, в манипуляции знаками и людьми, - обрекая "Других", lower и middle классы, на фантазмы страны обетованной".

Это, так сказать, чистый остаток, голая мораль. У Бодрийяра, конечно, намешано много всего - от влияния TV на психосоматику до буржуазной любви к полированным поверхностям. Читать - одно удовольствие. Не стоит себе в нем отказывать. Тем более что новый холодильник (костюм от Лагерфельда / картина Пикассо розового периода / "Шевроле" цвета металлик / загородный коттедж с бассейном) все равно в ближайшем будущем не светит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1101
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1553
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1910
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1325

Другие новости