0
803
Газета Интернет-версия

21.11.2002 00:00:00

Машина времени. Эпизод четвертый

Тэги: история, цивилизация


Прокудина-Горского (www.loc.gov/ exhibits/empire). Все, кому интересно, наверняка их уже видели - цветные фотографии начала ХХ века. Что-то там такое Прокудин-Горский придумал, снимал на три пластинки, синюю, красную и зеленую, как-то это все в проекторе соединял для получения единого изображения, но публиковать нормальные цветные снимки по техническим причинам было невозможно, пока вдруг не догадались в Библиотеке конгресса воспользоваться программой Photoshop.

Результат получился тоже не совсем правдоподобный - но живой. В реальности краски были, вероятно, несколько иными, это уже не важно. Важно, что мир, известный нам в черно-белом изображении, выглядит другим. Это ведь давний кинематографический спор - можно или нельзя снимать цветное кино о первой половине ХХ века? Ответ Алексея Германа известен - правдоподобие (не самое подходящее слово для его фильмов, с их суперправдой и гиперреализмом) достигается именно за счет черно-белого. Фильмы же о первой половине века XIX должны быть цветными, так как имеющееся у нас представление об этом времени основано на живописи, на цвете.

Старая история - в Истории важно наше представление о ней. И вот мы вдруг получаем великий и ужасный Железный век в нежных, пастельных красках. То, что всегда имело привкус трагедии, оборачивается милой случайной картинкой. Как будто кто-то из ваших друзей съездил в экспедицию и вывалил на стол кучу сделанных "мыльницей" фотографий - погляди, где я был. Дети на траве, мост через речку, какие-то люди на дрезине под ослепительно ярким солнцем, сам Прокудин-Горский, сидящий на камушке. Привал, где пьют чай из густо-синих кружек, восточный базар с одиноким грустным торговцем коврами, тюрьма, вероятно, на том же восточном базаре - из-за решетки смотрят люди в цветастых халатах, один, в таком же халате, примостился снаружи, прижавшись к стене, у него вид городского сумасшедшего, а рядом - охраняющий их человек с мосинской винтовкой в руках.

Бред. Это кто-то нащелкал постановочных кадров, дорисовал старые шляпы, дернул в Среднюю Азию, на Русский Север, туда, где все осталось как было, снимал дома, деревья, сплав леса, цветочки на лугу - и уверяет теперь, что все это происходит сто лет назад. Этого быть не может. Ведь если может - тогда нам придется пересматривать свое представление о нашем чудовищном прошлом. Прошлое может быть только чудовищным - его чудовищность именно в его отличии, а сознание, что тогда все было иначе, что у времени была другая фактура, - наша защита от него.

Если люди, скучно носившие свои пиджаки, носили пиджаки черные - это одно. А если мелькнет где-то среди черных пиджаков желтый шейный платок - тогда совсем, совсем другое. Тогда не удастся отстраниться от самосознания присяжных поверенных и государственных чиновников, тогда всю дикость их представлений о мире - других, иных, иных именно в мелочах, в тональности их разговора с дворником или кухаркой, в словах, употребляемых за вечерним чаем, в том, как именно они разворачивали газету, - все это придется попытаться пропустить через себя. Тогда и революция, при воспоминании о которой слова будут застревать в горле еще не у одного поколения, наше главное событие, с которым мы родились и с которым умрем, воспринимается по-иному.

Нужно ли нам это новое знание, выдержим ли мы его, не обрушится ли от него шаткая, с таким трудом созданная структура прошлого - мне неизвестно. Может быть, и хорошо, что не существует подобных фотографий годов двадцатых или тридцатых, что снять Прокудин-Горский успел не так уж и много, и только старую, "императорскую" Россию, что в конце концов единственный цвет, оставшийся нам от того времени, - красный флаг, вручную раскрашенный Эйзенштейном в каждом кадре "Броненосца Потемкина".

А может быть, само появление Photoshop'а и дарованных им возможностей есть доказательство того, что действительно с наступлением компьютерной эры конец этой, нашей цивилизации не за горами. Нельзя безнаказанно путешествовать на машине времени. Вдруг сотрудник Библиотеки конгресса, соединяя цветные пластинки, случайно раздавит бабочку?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1129
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1774
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1636
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3063

Другие новости