0
924
Газета Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

Художник, умеющий рисовать

Тэги: издатели, художники


Недавно позвонил очень молодой немосковский человек, представился постоянным читателем и начинающим издателем, изложил издательскую концепцию и развернул перспективы. Концепция была неплохая, перспективы, разумеется, блестящие. Под блестящие перспективы читатель и издатель потребовал найти ему хороших художников для иллюстрирования художественной литературы. Я обольстилась и дала номер его телефона нескольким знакомым художникам книги - тоже молодым.

Через два дня читатель и издатель позвонил снова, на этот раз он был в ярости.

- Я сказал, что мне нужны настоящие художники! Которые умеют красиво рисовать!

Я удивилась - мои молодые знакомые, по моему мнению, рисуют один краше другого - и спросила, что он имеет в виду под красотой.

- Красиво - значит, похоже! - сформулировал читатель и издатель.

Я велела ему убираться вон и принялась размышлять, в чем, собственно, он так уж не прав. Я вообще-то никогда и не утверждала, что красиво - значит, непохоже. Очень многие известные мне замечательные художники, в том числе и книжные, рисуют очень похоже. Одного знаю, он может такую болотную кикимору нарисовать, что от настоящей не отличишь; а специалистов по достоверному изображению трехглавых огнедышащих драконов небесной красоты сейчас вообще пруд пруди. Хотя, конечно, смотря с чем сравнивать: наверное, в учебнике зоологии и драконы и кикиморы должны были бы быть еще более достоверными - если бы они там были.

А ни с чем, кроме учебника, мой читатель работу художников сравнивать и не мог. Как прикажете вырабатывать критерии достоверности и красоты молодому человеку из провинции, если он ни разу в жизни не видел книги, сделанной профессиональным художником-иллюстратором? Родись он хоть на десять лет раньше, в его детстве непременно были бы - копейки тогда стоили - чудные рисованные книжки художников Виктора Пивоварова и Ильи Кабакова, Николая Попова и Александра Кошкина; он с ранних лет мог бы признать право на существование разных достоверностей - от фантастических кабаковских машинок до жутковатых кошкинских зверюшек; научился бы радоваться разной красоте - сияющей, светлой красоте книг Ирины Наховой, яркой, разноцветной - Виктора Дувидова, скупой, мрачноватой - Николая Попова.

Современные же издательства решаются на настоящее, профессиональное иллюстрирование только тогда, когда хотят выпустить в свет нечто сверхроскошное и сверхдорогое, в коже и в золоте; и, разумеется, дальше нескольких центральных магазинов Москвы и Петербурга эти книги не уходят - "нет покупателей". А стандарт оформления более или менее приличной и более или менее тиражной книги сейчас вообще никакого рисования не предполагает: только рекламно-броская фотография на обложке - или, для деток, давно уже не рисованные, а из компьютера извлекаемые чебурашки и дракончики. Недаром же недавно проводившаяся журналом "КАК" выставка иллюстрации (см. "EL-НГ" от 11.06.02) в качестве самостоятельной ценности представляла сам факт существования людей, рисующих руками хоть что-нибудь, предназначенное для полиграфического воспроизведения.

При всем при этом в Москве (за другие города не могу ручаться) до сих пор существует, хотя и в полуразобранном виде, Московское отделение Союза художников, а в нем - объединение книжной графики, насчитывающее, страшно сказать, 450 членов - 450 вполне живых, работоспособных художников книги, профессионалов, готовых к работе, о существовании которых, по-видимому, в издательском мире неизвестно - в противном случае юный издатель в первую очередь обратился бы не ко мне.

Я отправилась к председателю правления упомянутого объединения Борису Александровичу Алимову и потребовала, чтобы он объяснил мне происходящее с официальной точки зрения. С записью нашего разговора, происходившего в интонации очень осторожного, ускользающего оптимизма, уважаемые читатели могут познакомиться на этой полосе. А до наступления светлого будущего и издателям, и художникам, очевидно, придется обходиться объявлениями вроде того, которое недавно висело на фонарном столбе в начале Мясницкой улицы:

"Студии компьютерной графики
требуется художник,
умеющий рисовать руками".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1067
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
548
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3080
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2443

Другие новости