0
804
Газета Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

Старые идеалисты

Тэги: Алимов, художники, издатели


- За все время, что я пишу об искусстве книги, ни один человек в книгоиздательских кругах ни разу не вспомнил, что есть такой Союз художников, и в нем - секция художников книги. Что вы, как формальный глава этого жанра искусства, можете сказать о причинах такого бойкота?

- Сейчас многие считают Союз художников совершенно мертвой организацией. Думаю, это происходит оттого, что его функции изменились. Раньше основной социальной функцией Союза была защита художников от государства; сейчас это уже не очень актуально. А никакого влияния на работу художников книги ни Союз, ни вообще все эти управляющие организации, начиная с Минпечати, не имеют. Ни формообразующего, ни юридического, ни материального. Соответственно и политика ценообразования никак не регламентируется.

- А это здесь при чем?

- А при том, что наши с вами гонорары, которые раньше были обусловлены какими-то нормами, документами - как бы их ни ругали, но они все-таки обеспечивали художникам возможность существования. А сейчас издателям отданы все права на любые взаимоотношения с художником, и эти распоясавшиеся работодатели делают с нами все, что хотят.

- Но ведь Союз и раньше этим не занимался.

- Раньше не было такой необходимости. А сейчас вот мы на правлении Союза обсуждали новый ценник, который подготавливается московским правительством. На всю продукцию изобразительного искусства. И там очень приличные цены. Нормальные цены. Конечно, для частных издательств он будет существовать только в рекомендательном качестве, но все-таки это хоть какая-то точка отсчета, будет на что ссылаться. А для государственных заказов он вообще будет работать как обязательный.

- Значит, кое-что Союз все-таки может?

- Мало. Раньше он все-таки был проводником передовых идей. Шла интенсивная творческая работа - я бы все-таки назвал ее творческой - по оценке того, что выставлялось на выставках, что выпускалось издательствами. Сейчас наши выставки редки и практически не влияют на эстетический уровень того, что издается. Раньше во всех издательствах были худсоветы, и что о них ни говори, но все-таки все их члены были и членами Союза художников, все они были в орбите влияния Союза как места, где варился тот бульон, та питательная среда, в которой жили художники. Здесь формировались тенденции, направления, оценочные категории - и Союзом же они и проводились в жизнь через выставкомы, через книжные конкурсы, через те же худсоветы. А сейчас эстетическую политику издательства определяет не его главный художник - если даже он там есть, - а коммерческий директор. А он ссылается на дистрибьютора, который-де у него "это" не возьмет, то есть его мнение находится в руках людей, как правило, необразованных, эстетически малограмотных, которым только кажется, что они знают рынок, хотя на самом деле он совершенно не изучен. Если бы художникам больше доверяли, то издатели на самом деле не меньше, а больше бы зарабатывали.

- То есть художественная ситуация безнадежно ужасна?

- Да нет же, вовсе нет. Сейчас масса хорошо сделанных книг выходит, просто глаз радуется. С точки зрения красоты, выдумки. Все современные возможности художественного языка, все новые методы используются. И полиграфия сейчас позволяет делать все то, что раньше казалось для нас недосягаемым. Но при этом большинство людей, которые делают всю эту красоту, мне ни как художнику, ни как председателю уже неизвестны, они уже вне Союза. Мы для них старые идеалисты. А они прагматики. Эта прагматика, с одной стороны, дает очень неплохие результаты, они все высокие профессионалы, но, с другой стороны, им все равно, что делать, главное - как; для них в оформлении главное не смысл, а броскость. Конечно, это все в основном массовой книги касается; есть еще и элитарная, и это довольно обнадеживающее направление. Влиять на элитарных издателей мы, естественно, не можем, они и сами знают, что им нужно, но можем им хотя бы диапазон наших возможностей показать.

- Каким образом?

- Ну, вот мы сейчас планируем в начале будущего года устроить нашу очередную выставку. Большую, в Доме художника на Кузнецком Мосту, чтобы поместились и книги и иллюстрации. В сентябре уже будет выставком. Вот там, хотя бы за счет принципов отбора, мы сможем как-то воздействовать на общую ситуацию. Кроме того, мы надеемся к выставке отпечатать каталог - вот это будет нашим главным рекламным мероприятием. Нам нужна обратная связь с издательствами, и им она тоже нужна. Мне же постоянно звонят, просят порекомендовать художника для такой-то книги. Нам обязательно нужно что-то вроде биржи труда, но это очень громоздкое мероприятие. А каталог, если в нем дать телефоны, адреса художников, да еще отпечатать его таким тиражом, чтобы можно было его раздавать, рассылать по издательствам, очень бы помог. Потому что единственная наша опора - это издатели; никакие централизованные структуры нас не спасут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
378
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
591
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
436
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
245

Другие новости