0
899
Газета Интернет-версия

04.07.2002 00:00:00

На восток от солнца, на запад от луны

Тэги: поморы, культура, архипелаг, шпицберген


Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю., Дубровин Г.Е. Материальная культура русских поморов по данным исследований на архипелаге Шпицберген. Вып. I. Остатки судов. - М.: Научный мир, 2002, 152 с.

Это сугубо специальное издание, знакомство с которым, однако, может внести немалый вклад в дело национальной гордости великороссов. При том что в самой книге нет ни малейшего намека на славянофильский привкус, чтение ее поневоле наводит на мысль, какой грандиозный миф можно было бы выстроить из допетровской истории, если не ограничивать ее только жизнеописаниями московских царей.

Северное русское мореходство известно широкой публике в основном по роману Юрия Германа "Россия молодая" и одноименному телевизионному фильму, где традиционная культура была зафиксирована накануне масштабной экспансии западных технологий (поморское мореходство существовало и в XVIII и в XIX веке, однако опыт европейского судостроения постепенно проникал на Русский Север). В фильме посланец Петра, впервые попавший в Архангельск, с презрением и недоверием спрашивает о местных мастерах-корабелах. Ему отвечают: "Лодьи мы строим". Какие лодьи, кричит молодой горячий дурак, строить надо корабли! Тогда его выводят на берег и показывают огромные суда, до неба. Книга, написанная по материалам исследований, проводившихся с 1978 года Шпицбергенской экспедицией Института археологии РАН, посвящена тем самым судам, ходившим на Грумант (Шпицберген) - кочам грумантского типа.

В работе представлен краткий очерк направлений и специфики арктического мореплавания в XV-XVIII веках, полное описание археологических находок - как по данным отечественных и зарубежных экспедиций, так и по литературным источникам, наконец, детальная реконструкция коча грумантского типа (всего было несколько типов в зависимости от задач, которые они были призваны выполнять, - большой новоземельский, большой верхотурский, малый и др.). В основу реконструкции положено изучение найденных археологами фрагментов судов, зарисовки кочей, сделанные голландскими путешественниками и обнаруженные при раскопках в Мангазее и на острове Вайгач изображения кочей, вырезанные на досках, наконец, письменные источники: расспросные речи северорусских кормщиков начала XVII века, воеводские архивы, содержащие финансовые отчеты о постройке судов. В результате получается многопарусный палубный корабль с грузовыми и жилыми трюмами, способный идти дней десять в открытом море (впрочем, на Мангазею ходили шесть недель), перевозить десятки людей, скот и все необходимое для зимовки промысловиков на Груманте. Подробнейший отчет о принципах постройки (хотя авторы и переживают из-за недостающих деталей). "Остатки судов", послужившие материалом для исследования, сохранились в основном как части жилых построек, потому самую большую ценность для археологов представляют погибшие корабли - погибшие так далеко от людей, что мертвых никто не похоронил, а дерево не растащили на дома для живых.

Особый вид находок, которому авторы посвятили целую главу, - приметные кресты, использование которых "в качестве элементов навигационного обеспечения не имело аналогов ни в мировой, ни в общерусской практике". Такой крест мог заменять собой церковь, погост, памятный знак, оберег, свидетельство на промысловый участок, маяк, знак форватера и компас одновременно. Поморы ходили по маршрутам, хорошо известным, для них это было внутреннее море, домашнее, берега которого сплошь были покрыты приметными крестами - это была карта со своими обозначениями.

Первый выпуск "Материальной культуры" касается проблем собственно мореходства, но из следующих можно будет узнать, как жили и чем занимались русские на Груманте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
803
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
938
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1311
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1049

Другие новости