0
415
Газета Интернет-версия

23.05.2002 00:00:00

Маленькие американские фобии

Тэги: Вуди Аллен, кинофестиваль, канн


Вуди Аллен. Записки городского невротика, маленького очкастого еврея, вовремя бросившего писать. Пер. с англ. - СПб.: Симпозиум, 2002, 339 с.

В этом году Вуди Аллен впервые прилетел на Каннский фестиваль. И вот он стоит перед сотнями камер, смотрит своим фирменным взглядом куда-то в пол и говорит, как это все ужасно - красные ковры на Каннской лестнице, долгие аплодисменты и столпотворение звезд. Никому другому подобное не простили бы. Но вот звучит характерная алленовская иронично-жалобная интонация, и это уже смешно.

У Америки - масса своих символов. Начиная с монументальной статуи Свободы и заканчивая разрезанной булкой, проложенной котлетой. Так случилось, что персонаж Вуди Аллена стал олицетворением маленьких американских страхов. Все то, что вы хотели сказать психоаналитику, но боялись признаться даже ему. Маленький очкастый человечек, вместивший все - начиная с концерофобии и заканчивая педофилией. И тем самым отвоевавший в стране победившего ханжества право быть и психопатом и педофилом. "Я всего лишь представитель среднего класса", - лукавит хитрюга Вуди, для которого экранный имидж давно стал охранным окрасом в реальной жизни. Психам из среднего класса позволено потешаться над каннскими ступеньками, бесцеремонно заглядывать в декольте старлеткам, демонстративно зевать на приемах, и пренебрегая заповедями Голливуда, никогда не улыбаться в камеру.

Америка любит Аллена, как любят нерадивое дитя, в котором родители узнают свои собственные слабости. На продвинутую Европу он действует успокаивающе: гарант того, что заокеанские дали населяют не только белозубые монстры, употребляющие безалкогольное пиво и использующие персональные компьютеры для подсчета килокалорий.

Отечественные критики, открывшие первую алленовскую книжку на русском, дружно затянули: "Не смешно". Словно имя Вуди Аллена на обложке гарантировало им приступы профилактического смеха на каждой новой строке. Но ведь и про красные ковры на Каннской лестнице несмешно было бы слышать ни от кого, кроме как от самого Аллена. В этой книге есть все, кроме его характерных интонаций, которые умножают иронию во сто крат. В своих фильмах Аллен сам указывает на те места, где смеяться положено. На бумаге - все иначе. Здесь читатель сам волен выбирать, где какую интонацию подставить. В зависимости от вашего собственного умонастроения пассажи про свежее белье Меттерлинга, очаровавшее Лу Андреас Саломе, или вызовут скептическое недоумение, или безумно развеселят. Основная масса опубликованных повторяет сочинительскую модель фильма "Зелиг" - это художественно фальсифицированные документы. На письме Аллен сознательно изменяет своему традиционному экранному "Я", здесь действует человек-хамелеон, примеряющий на себя разные ипостаси. "У меня вялотекущая шизофрения с характерными элементами деперсонализации и дереализации", - признается экранный Аллен и спокойненько перемещается на письме из эпохи в эпоху, меняя костюмы и окружение. Стрижет Гитлера. Сажает Геринга на деревянного коня. Подбирает квитанции Меттерлинга. Пьет абсент с Гертрудой де Стайн. Оппонирует Фрейду. Подменяет импрессионистов дантистами. Чтобы в конце концов вернуться к себе в Нью-Йорк и дать вам мудрый совет по поводу прогулки по лесу и собирания фиалок: "Ни то, ни другое занятие удовольствия вам не доставит. Так что займитесь чем-нибудь еще. Навестите заболевшего товарища, а если это невозможно, пойдите в театр, а лучше сядьте в теплую в ванну с интересной книжкой. Всяко лучше, чем блуждать по роще и с дурацкой улыбкой собирать в корзинку цветы. Охота вам прыгать за ними туда-сюда?"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1237
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
867
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
421
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
587

Другие новости