0
1274
Газета Интернет-версия

23.05.2002 00:00:00

Поиски жанра на фоне "Cигмы"

Тэги: Шалганов, премия сигма, журнал, фантастика


- Премия журнала "Сигма-Ф" за четыре года стала одной из самых престижных наград в фантастике. Как вы думаете, почему это произошло?

- "Сигма-Ф" - это приз читательских симпатий. То есть в отличие от традиционной практики, когда победителя определяет редакция журнала плюс редсовет, у нас голосуют сами читатели. Номинационных списков нет, и в конкурсе участвуют все произведения, опубликованные в предыдущем году в периодике и книгах. Лауреат видит в награде три преимущества: во-первых, приз присуждают именно те, кому адресованы произведения; во-вторых, в голосовании принимают участие большое число любителей фантастики; в-третьих, снят вопрос о лоббировании и каких-либо "закадровых" договоренностях. А критикам и издателям результаты голосования, которые мы достаточно подробно освещаем в журнале, дают неплохой материал для анализа.

- Что же показала нынешняя "Сигма"?

- Например, крайне невысокую конкуренцию в номинации "Роман": фактически соперничали всего три книги. И это при том, что в прошлом году было выпущено более 200 романов российских фантастов. Вот и делайте выводы.

- Долгие годы "Если" оставался едва ли не единственным защитником малых форм, спасая их от окончательного вымирания. Сейчас что-нибудь изменилось?

- Появились союзники. Прежде всего это два популярных альманаха - АСТ и "Центрполиграфа". Один журнал не способен формировать спрос, он может лишь обозначить видимость присутствия повестей и рассказов в литературе.

Едва началась реанимация повести, как читатели тут же отреагировали. Вот где была настоящая борьба: за лидерство сражались восемь повестей, а всего среди лучших читатели назвали 18 произведений.

- Возможно, у вас появятся новые союзники? Скажем, журнал "Полдень, XXI век" - как вы относитесь к программным заявлениям его организаторов?

- Пока я узнал больше о себе, чем о новом журнале. Например, о том, что "Если" постоянно доказывает приоритет зарубежной фантастики и занимается "чудовищным сокращением" рукописей, как сообщил с ваших страниц член редсовета "Полудня...", писатель Михаил Успенский.

- Но ведь "Если" действительно печатает зарубежную фантастику...

- Понятно: это большой позор - знакомить читателей с образцами современной зарубежной прозы... Все десять лет журнал сопровождают рекомендации некоторых писателей публиковать исключительно произведения российских авторов. Люди даже не сознают, что ставят себя в унизительное положение - они выторговывают "особые условия", заранее расписываясь в собственной неконкурентоспособности. Что абсолютно несправедливо и продиктовано лишь нашей российской пришибленностью. На самом же деле существование в одном литературном пространстве ничуть не умаляет достоинства наших прозаиков, "рискнувших" на такое соседство: Марина и Сергей Дяченко, опубликованные в одном номере с Урсулой Ле Гуин, вполне способны поспорить с легендой, рассказ Евгения Лукина оказывается не хуже "хьюгоносной" новеллы Терри Биссона, повесть Андрея Плеханова выглядит оригинальней и ярче, чем повесть титулованной Элизабет Вонарбур. Но так хочется загнать нашу фантастику в резервацию...

Хотя перед редакторским навыком Успенского готов склонить голову. Журнал "Если" года четыре не принимает и не рассматривает романы; мы публикуем только повести и рассказы. Как можно заниматься "чудовищными сокращениями" в этих жанрах, мне неведомо. Поскольку автор никогда не публиковался в "Если", его заявление выглядит особенно любопытно. Возможно, автор поделится своим редакторским опытом, авось когда-нибудь он нам пригодится.

- Журнал неоднократно говорил о том, что надеется на появление других периодических изданий фантастики. А нет ли в этом лукавства: быть монополистом гораздо комфортнее...

- Конечно, если производить утюги. Набери бригаду специалистов, а они тебе создадут продукт... Будут журналы, альманахи, сборники - будет спрос на малые формы. Необходимо создать то, к чему мы призывали все эти годы - поле востребованности. Тогда все вместе мы сумеем возвратить повесть и рассказ в литературу.

- Возвратимся к "Сигме": назовите, пожалуйста, лауреатов.

- В номинации "Роман" победила "Долина совести" Марины и Сергея Дяченко. Лучшей повестью читатели назвали "Предателя" Олега Дивова, лучшим рассказом "Кладоискателей" Далии Трускиновской.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
355
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
349
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
384
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
419

Другие новости