0
1267
Газета Интернет-версия

16.05.2002 00:00:00

Энергия заблуждения

Тэги: фаулз, аристос


Джон Фаулз. Аристос. Размышления, не вошедшие в книгу Екклесиаста. Перевод Валерия Нугатова. - М.: "ЭКСМО-Пресс", 2002, 435 с.

Джона Фаулза, конечно, представлять не надо. Культовая фигура, романист и все такое. Однако "Аристос" не роман, но теоретические выкладки в жанре "не могу молчать". Совсем как у Льва Толстого: видит писатель, что человечество погрязло в разврате и в заблуждениях, и решает высказать все то, что он по этому поводу думает.

"Страстью можно управлять только одним способом - жертвуя ее удовольствиями┘"

Но это только старозаветный классик мог обличать, наш современник понимает, что должен быть полезным: книжка же должна конкурировать с медиа, продаваться. Поэтому здесь у Фаулза - масса полезных советов, как перестать беспокоиться и начать жить красиво и привольно.

Вообще "Аристос" ставит рецензента в некоторый тупик - являя собой по форме и содержанию философско-публицистический трактат, все положения которого строго пронумерованы, он менее всего озабочен художественностью выражения. Не до жиру! Спорить с аргументами? Но Фаулз сам говорит в предисловии, что не нуждается в наших рекомендациях.

"Протесты вызывала не только тема книги, но и та безапелляционная форма, в которую я облек собственные взгляды на жизнь. Однако и это было продиктовано исключительно заботой о духовной свободе человека. Заявив откровенно о том, во что верю я, мне хочется вызвать в вас желание столь же откровенно определиться с тем, во что верите вы. Я не жду от вас согласия. Если бы я хотел получить его, то написал бы книгу совершенно иную по форме и стилю, покрыв свои пилюли привычной сахарной оболочкой".

Жесткая, безапелляционная форма во имя свободы другого человека? Весь текст "Аристоса" пересыпан такими парадоксами. В центре их два понятия - "немо" (дополняющее фрейдистские "я", "сверх-я" и "оно"), стремление человека "не быть никем" и "аристос" - творческая воля человека, противопоставляющая его массе. Их взаимопритяжение и отталкивание - два полюса человеческого сознания, через которые Фаулз пропускает весь список идей и явлений окружающей действительности.

Искусство и деньги. Бедность и образование. Страхи и зависть. Религии и искушения. Творение добра и значение времени. Наука и кризис современного брака. Вакуум автоматизации и массовая смертность. Игра в Бога и необходимость случайного.

"Аристос" зиждется на разумном осуществлении добра, тогда как антивещество "немо", настоянное на страхах и неуверенности, разрушает нас, убеждая в собственной бесполезности и недолговечности, ничтожности: "Все мы неудачники; мы все умрем┘"

Экзистенциализм в действии, доведенный до логического завершения, и ощущение полного тупика, человек получает из рук Фаулза практическое руководство к действию. Все выстроено в жесткие причинно-следственные цепочки и пущей убедительности ради пронумеровано. Чтобы отдаленно напоминать, например, "Этику" Баруха Спинозы, где любые движения души подавались как математические уравнения, как теоремы с последующими доказательствами. Впрочем, сам Фаулз отсылает к еще более ранним текстам - древних греков, например, к Гераклиту и Гиппократу.

Ты не сразу въезжаешь в этот странный текст, лишенный каких бы то ни было видимых стилистических излишеств. Все здесь подчинено главной задаче - построения жестких логических цепочек. Однако чуть позже, где-нибудь с пятого десятка страниц, начинаешь ощущать его незаметную поэзию, воспринимать цифры как обозначения глав.

Ну, да, конечно, это же еще один фаулзовский роман, такой же экстравагантный и субъективный. Просто автор за ненадобностью откидывает привычные нарративные структуры, более не прячется за персонажами и ситуациями, предпочитая, как главный и единственный герой, обратиться непосредственно к читателю.

Именно отсюда - заявление о безапелляционности: ведь в самом деле не станешь же ты спорить с персонажем, даже если у него есть реальный, вполне реальный прототип?! Убеждения здесь - протагонисты сюжета, рассказывающего о том, как жесткая и четкая логика выстраивает изысканно красивую систему. А правильная она или нет - уже не важно.

Гораздо существенней блески прозрений, точные формулировки и точеные размышления о том, что волнует сегодня каждого. Впрочем, если судить по древним грекам, и всегда волновало.

"Смерть вмещает меня в себе, подобно тому как вмещает меня в себе моя кожа. Не будь смерти, я не был бы тем, чем я есть. Смерть - это не зловещая дверь, к которой я не спеша направляюсь; это само мое движение к ней. Поскольку я мужчина, смерть - это моя жена┘"

Отдельно - об издании "Аристоса". На первый взгляд оно кажется роскошным и богатым - золотой переплет, заманчивые картинки (художник Елена Шамрай), белая бумага. Однако, после того как книга будет куплена, начнут один за другим вылезать ее недостатки: недостаточное изящество перевода, некоторая суетливость оформления и совершенно смешные комментарии - тут же, в тексте, объясняющие значение таких слов, как "эмпирический" или "дзен", таких людей, как Сократ или Грэм Грин. Ведь, кажется, что люди, ничего не знающие об экзистенциализме или о Грэме Грине, никогда такую книжку не купят. Фаулза-то они уж точно не слышали.

Очень нужная в ощущении тупика книжка, дающая ощущение того, что еще не все потеряно, что силой воли возможно изменить свою собственную судьбу к лучшему. Да только, как это водится, книжка закончится, а вместе с ней иссякнут и добрые порывы, уступив место другим книжкам и фильмам - что ж, нормальная такая реакция на хорошее беллетристическое произведение. Которое в отличие от Главных Книг перечитывать постоянно нельзя.

Как бы хорошо и изобретательно они ни были написаны.

г. Челябинск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
429
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
538
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
449
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
371

Другие новости