0
1050
Газета Интернет-версия

11.04.2002 00:00:00

Как хорошо расстреливать

Тэги: рождение, русская литература


Как хорошо присутствовать при рождении всего нового. Ковыряя лапами в окровавленном пузыре, щурится на свет русская литература. Строгие акушеры склонились над ней - тянут в мир коек, вафельных полотенец. Строгие акушеры в пыльных шлемах, да.

Русская литература - это суррогат национальной идеи. Амбивалентные гении в счет не идут. В массе, в "исторической перспективе" русская литература всегда имела узкую специальность. О Русь, о деревня. О тройка, куда несешься ты? Не дает.

Русская литература перевела на русский слово "народность". Мучительно отменила царя. Поназывалась некоторое время "советской". А потом мы отменили ее. Десять лет у нас не было русской литературы - была просто литература. И не было национальной идеи - были "общечеловеческие ценности".

Идей, впрочем, не было никаких: идеи и "общечеловеческие ценности" несовместны. Людей объединяет только обыденное: стремление к достатку, сексу и пепси-коле; идеи - это то, что разъединяет. Они требуют жертв, а главной "общечеловеческой ценностью" является жизнь.

Не случайно отечественная литература 90-х сплошь состояла из бытописательских книжек "за жизнь" - серых и одинаковых, как портянки. То немногое, в чем присутствовала или усматривалась хоть какая-нибудь идея (Галковский, Солженицын, Сорокин, Пелевин), высилось над пустошью┘ не стоит перечислять.

Между тем обывательская убежденность в ценности каждой отдельной человеческой жизни завела западные цивилизации в культурный и демографический тупик. Парадокс, но прежде всего - да, в демографический.

Недавно довелось беседовать с некоторыми людьми о судьбе сидящего в тюрьме Эдуарда Лимонова. Мои оппоненты выдвинули пошлый, как все общечеловеческое, тезис: Лимонов-де "расплачивается за мальчишек". За восемнадцатилетних нацболов, гниющих на кладбище и в тюрьме. "Мальчишки - это пушечное мясо истории, профессия молодых - умирать", - ответил на это я. "Не боитесь, что этак все перемрут?" - спросили меня.

Не боюсь. Родить ребенка - это самоотречение, сродни смерти. Не считая случаев "залетела". Общество, в котором нет культа смерти, которым правит только сластолюбивый Эрос, не способно к репродукции: то денег хочется подкопить, то "пожить для себя". И наоборот, чем больше мужчин готовы погибать на войне, тем больше женщин готовы рожать. "Где все цветы?" Девушки унесли их на кладбища, да.

"Единица - ноль", - говорил русский математик В.Маяковский. Ценность отдельной жизни бессмысленна - значение имеет только идея, которой эта жизнь подчинена. На уровне риторики это все еще звучит для нас дико (Беломорканал, чистки и все такое), но каким-то органом, ответственным за инстинкт исторического самосохранения, мы уже начали кое-что понимать. Слишком очевидным стало вырождение литературно-бюрократических элит. За это ли в девяносто первом боролись...

Сушите порох, господа. До встречи в Русской Литературе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
729
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
959
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
787
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
637

Другие новости