0
867
Газета Интернет-версия

21.03.2002 00:00:00

Txt.Only

Тэги: Серов, дизайнеры


Сергей Серов. Мои дизайнеры. - М.: Линия График, 2002, 398 с.

НЕДАВНО мне пришлось - по совершенно другому поводу - быть участником спора о том, стоит ли журналистам издавать сборники своих ранее вышедших публикаций. Толковых аргументов в пользу такого издания ни у кого не нашлось. И вот вам, пожалуйста.

Сергей Серов, руководитель Высшей академической школы графического дизайна (см. интервью в "EL-НГ" от 26.4.2001 г.), широко известный в профессиональных кругах как пропагандист, организатор и вообще фанатик всего, имеющего отношение к графическим искусствам, выпускает книгу текстов, написанных им за последние двадцать лет: опубликованных и неопубликованных, популярных и узкоспециальных, отчетов и интервью, теоретических статей и внутренних рецензий, отрывков из каких-то гораздо более общих текстов, оглавлений журнала "Союз Дизайнеров" и характеристик на соискателей членства этого самого Союза.

Более того. Книга, посвященная графическому дизайну, самым наглым и вызывающим образом издана без единой иллюстрации или, по заявлению самого автора, "имеет расширение txt.only". Таким образом, мы лишены даже шанса получить в свое распоряжение красивенький альбомчик со всякими смешными штучками, которые эти графические дизайнеры иногда выдумывают для своего внутреннего употребления и которые, по слухам, бывают гораздо привлекательнее того, что они потом предлагают нам с вами в качестве книжных обложек, рекламных плакатов и этикеток.

Одним словом, не книга, а издевательство.

Совершенно замечательная книга. Теперь, когда она уже вышла, просто непонятно, как мы могли без нее обходиться.

Конечно, прежде всего эти публикации имеют ценность историческую. Сумасшедшая художественная жизнь 1980-х - 1990-х годов здесь предстает не в виде стройной, теоретически обоснованной системы, растерявшей в процессе систематизации три четверти фактов и подробностей, а именно во всем своем сумасшествии, столь драгоценном для будущих исследователей: с драмами и скандалами, с позабытыми героями, преодолевавшими столь же позабытые трудности, с восторгами первооткрывателей того, что через двадцать лет становилось само собой разумеющимся, с яростными спорами о том, в чем нынче и сомневаться неприлично. Но не меньшую ценность эта картина представляет и для современников: разобщенные, рассаженные по издательствам и дизайн-бюро художники часто вообще не имеют представления о существовании высшего уровня их профессиональной среды, обо всем, что шуршит, жужжит и шевелится, организуя выставки и конкурсы, школы и симпозиумы, вытаскивая само понятие графического дизайна из рамок примитивной схемы "заказчик-компьютер-гонорар", возводя его на его законный уровень высокого искусства.

Разумеется, это еще и весьма поучительное чтение для новейшего поколения - не только для студентов ВАШГД, для которых эта книга, по-видимому, должна теперь стать базовым учебником по носящему восхитительное название "Проектная концептуалистика" курсу самого Сергея Серова, но и для студентов всех художественных специальностей. Не могу себе представить, где еще они могли бы получить такое полное представление о мелочах и тонкостях ремесла, о его подводных камнях и обо всех хитрых ловушках, расставляемых современным обществом на пути художника - от полного забвения до международного признания, от новейших полиграфических технологий до самых модных эстетических направлений. И уж совершенно бесценными окажутся для студентов - а еще больше, пожалуй, для абитуриентов - тексты, посвященные самим студентам. Интервью газетам - в том числе и нашей, - статьи для профессиональных журналов, даже рецензии на дипломные проекты дадут им совершенно уникальную, ни в какие учебные программы не включенную информацию: о характерах преподавателей ("Андрей Логвин вообще любит устраивать своим студентам маленькие сюрпризы..."), о методах выполнения курсовых заданий ("Студентка Лиза Мамонтова для своей книжки "Месяц без проездного" мужественно собирала квитанции о штрафе на всех видах городского транспорта") - и, самое главное, о задачах обучения, о тех задачах, которые господа преподаватели ставят не только им, но и самим себе.

И наконец, эта книга является незаменимым справочником. Конечно, в первую очередь это касается раздела "Персоналии", где можно найти самую разную информацию о самых разных же художниках - и о молодых, и об уже покойных, и о процветающих, и о почти забытых. Но, пожалуй, еще более ценный материал содержит второй раздел книги. Очевидно, что собранные здесь бесконечные списки участников, членов жюри и победителей конкурсов, перечни иллюстраций выставочных каталогов и оглавления дизайнерских журналов когда-нибудь еще обязательно будут востребованы, но разыскивать все эти материалы по архивам и библиотекам было бы, мягко говоря, громоздкой задачей - да и многие ли архивы хранят буклеты и каталоги? Согласимся, что собрать их под одной обложкой и под собственным именем было не только мудрым, но и очень ответственным решением.

Что же касается дизайна самого издания, то в нем Сергей Серов проявил себя человеком абсолютно последовательным. Заявив свою книгу как принципиально текстовую, он и на обложку, конечно, не мог поместить никакой картинки. Поэтому в качестве серенького фактурного фона на ней использованы мелко - шестым кеглем, кажется - набранные фамилии всех персон и названия всех журналов, издательств и дизайнерских групп, упомянутых в книге: право, сложно было бы придумать лучший способ так буквально проиллюстрировать ее название.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
882
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1187
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
928
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
763

Другие новости