0
1078
Газета Интернет-версия

14.02.2002 00:00:00

Манипуляция манипуляцией

Тэги: Реклама, Внушение, манипуляция


Реклама: Внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход: Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики. - Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001, 752 с.

ак считают составители сборника, симбиоз рекламы и СМИ привел к тому, что рекламе удалось полностью поглотить функцию пропаганды. Первое положение: внушение и манипуляция общественным мнением происходят все активнее. Это касается в равной степени коммерческой и политической рекламы. "Сникерс" и кандидат в губернаторы продвигается одними и теми же методами, на основе единых принципов функционирования массового восприятия. Это, впрочем, не ново.

Второе: важно точно определить психологическое состояние "мишени воздействия", а все остальное - дело техники, то бишь психологической технологии. В общем, ужастик, да и только.

Наверное, пора уже заговорить о массовой истерии перед манипулятивными технологиями как о социальном феномене. Извечный вопрос, насколько управляем Homo homo sapiens. Вот, скажем, о чем писали Лебон и Московичи: в толпе объективно действуют механизмы внушения, эмоционального заражения и подражания. Отсюда берет начало разрушающее действие: масса обезличивает индивида, устремления отдельных людей находятся в едином русле - и вперед, "на баррикады"┘ Возьмем телевидение, радио и прессу. На самом деле СМИ могут оказывать убеждающее влияние. И если человек выходит из дома и слышит от соседа и коллеги по работе то же самое, что передают по "ящику", то вот тебе и блестящий пропагандистский эффект. Однако для него необходимо присутствие ряда социальных условий, без которых внушение СМИ не подействует должным образом, - например, отсутствие альтернативной информации.

Или еще пример, мифы и стереотипы. Есть ли они в нашем сознании - да. Можно ли с их помощью влиять на индивида - безусловно. На всех ли подействует - никак нет. Иначе во многих странах мира рейтинги политиков зашкаливали бы за 99%, а это уже фантастика. Правительства "цивилизованных" стран не одно десятилетие проводят мобилизацию общественного мнения, но не смогли добиться национального единодушия. Только в периоды острого кризиса, и то совсем ненадолго, в социуме может наблюдаться нечто похожее единомыслие. А потом опять каждый приобретает собственное мнение. Если бы этот механизм не работал, все демократии давно бы превратились в тоталитарные режимы. Так что авторы немного перестарались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1011
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1368
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1042
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
867

Другие новости