Реклама: Внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход: Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики. - Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001, 752 с.
ак считают составители сборника, симбиоз рекламы и СМИ привел к тому, что рекламе удалось полностью поглотить функцию пропаганды. Первое положение: внушение и манипуляция общественным мнением происходят все активнее. Это касается в равной степени коммерческой и политической рекламы. "Сникерс" и кандидат в губернаторы продвигается одними и теми же методами, на основе единых принципов функционирования массового восприятия. Это, впрочем, не ново.
Второе: важно точно определить психологическое состояние "мишени воздействия", а все остальное - дело техники, то бишь психологической технологии. В общем, ужастик, да и только.
Наверное, пора уже заговорить о массовой истерии перед манипулятивными технологиями как о социальном феномене. Извечный вопрос, насколько управляем Homo homo sapiens. Вот, скажем, о чем писали Лебон и Московичи: в толпе объективно действуют механизмы внушения, эмоционального заражения и подражания. Отсюда берет начало разрушающее действие: масса обезличивает индивида, устремления отдельных людей находятся в едином русле - и вперед, "на баррикады"┘ Возьмем телевидение, радио и прессу. На самом деле СМИ могут оказывать убеждающее влияние. И если человек выходит из дома и слышит от соседа и коллеги по работе то же самое, что передают по "ящику", то вот тебе и блестящий пропагандистский эффект. Однако для него необходимо присутствие ряда социальных условий, без которых внушение СМИ не подействует должным образом, - например, отсутствие альтернативной информации.
Или еще пример, мифы и стереотипы. Есть ли они в нашем сознании - да. Можно ли с их помощью влиять на индивида - безусловно. На всех ли подействует - никак нет. Иначе во многих странах мира рейтинги политиков зашкаливали бы за 99%, а это уже фантастика. Правительства "цивилизованных" стран не одно десятилетие проводят мобилизацию общественного мнения, но не смогли добиться национального единодушия. Только в периоды острого кризиса, и то совсем ненадолго, в социуме может наблюдаться нечто похожее единомыслие. А потом опять каждый приобретает собственное мнение. Если бы этот механизм не работал, все демократии давно бы превратились в тоталитарные режимы. Так что авторы немного перестарались.