0
1289
Газета Интернет-версия

07.02.2002 00:00:00

Время "Х", но люди конкретные

Тэги: коммиссия, комиксы


Бурный рост комикс-производства в Западной Европе и Японии начался после Второй мировой войны и совпал с послевоенной модернизацией. При этом, как показывают маркетинговые исследования, потребительской аудиторией комиксов является наиболее пассионарная часть общества. Установите связь. Все это отнюдь не предполагает, что "золотой век" российского комикса если и придет, то лишь с "золотым веком" российской экономики. Достаточно успеха хотя бы одного российского комикс-сериала, чтобы настал час икс для остальных комикс-мейкеров. Час икс еще не настал. Зато российских комикс-художников уже собрали на первую "КомМиссию" - первый в России фестиваль комиксов.

Профессиональная часть "КомМиссии" завершилась, а вот экспозиционная часть программы продлится до конца этой недели в Зверевском центре современного искусства, менеджеры которого удивлены беспрецедентно большим наплывом посетителей. Это - к вопросу об "актуальном" искусстве, ведь в нынешних артгалереях аншлаги - событие редкое.

Разница не только в числе, но и в атмосфере. Пафос комикса - быть внятным и доступным, отсюда - открытость, доброжелательность и отсутствие снобизма у комикс-мейкеров, чем остальная часть московской арттусовки похвастаться не может. Здесь - главная особенность комикс-фестивалей, представляющих тиражный, а не коллекционный "арт". Выставка в Зверевском центре, например, называется "Комикс как жанр современного искусства" - вполне традиционное "галерейно-музейное" название. Но экспонаты комикс-выставки должны быть проданы не в музей и не в другую галерею, а издателю, задача которого сделать их массово доступными.

Первая "КомМиссия" еще несет на себе родимые "галерейные" пятна, что простительно: комикс-художники впервые получили возможность собраться и выставить свои работы. Но "художественная" часть перевесила "издательскую" потому еще, что уровень развития тиражной комикс-индустрии у нас совершенно неадекватен уровню развития комикса как искусства. "КомМиссия" это ясно показала - в России есть профессиональное и активное сообщество художников-комиксистов, чье внушительное порт-фолио остается невостребованным. Фестиваль похоронил миф о том, что у нас "мало хороших комикс-художников". Мало как раз комикс-издательств, а те, что уже есть, испытывают, во-первых, большие трудности с распространением, во-вторых - с трудом представляют уровень конъюнктуры и рисков при запуске тех или иных проектов.

Особенность зарождающейся российской комикс-индустрии в том, что источник ее роста - не в массовом и неожиданно возникшем спросе на комикс, как это было в случае с комиксом американским, пришедшим в массы со страниц общенациональных газет, а в энтузиазме фанатов жанра: художников, продюсеров, сценаристов и редких спонсоров, готовых, так сказать, "вложиться в детство". Но энтузиазм - вещь не растяжимая и может закончиться на уровне распространения продукции, потому что для российских торговых сетей комикс - зверь непредсказуемый и непонятный. На эту проблему жалуются все без исключения комикс-мейкеры. Одно ясно: начинать с уговоров бесполезно - распространители требуют денег на бочку (и немалых). А вот разогреть рынок с помощью продуманных пиар-акций, в том числе и таких, как фестиваль, сыграть на экзотике жанра, изменить "отрицательные" ожидания ("комикс - для тупых") на "положительные" ("а почему бы и не купить комикс?") - задача выполнимая. Пока же основная ставка в проталкивании комикса на рынок делается на издание лицензионных американских серий (так делают "Ровесник" и "Дед Мороз" с сериями "GEN 13", "Фантастическая четверка", "Человек-паук", "Люди Х" и т.д.). Пожалуй, это разумный и самый простой ход. Другое дело, что на подобном ходе можно и зациклиться.

Другая перспективная стратегия - тщательное и осторожное выращивание одного-двух комикс-сериалов силами небольшой дизайнерской компании, в которой работают фанаты комиксов. Так поступает один из организаторов "КомМиссии" студия "BIGANT comics" (стильная хип-хоперско-хулиганская серия "Z-Index" и детский комикс "Барклай").

Третья стратегия - организация качественных студий, добывающих себе на пропитание дизайном и рекламой. Комикс-составляющая в таких проектах основная, но с собственными комиксами на издательский рынок такая студия пока что не выходит. Так делает локомотив "КомМиссии" Хихус - идеолог "Людей Мертвой Рыбы" и шеф студии "Comix".

В ближайшие год-два здесь мало что изменится. Хотя делать прогнозы в отношении российского комикса - вещь опасная. Еще год назад у нас было два-три комикс-издательства, а сейчас их - 15. Туда же - образованная недавно Гильдия издателей комиксов России и фестиваль "КомМиссия". Наконец, осенью на совершенно пустом месте возникла "Российская комикс-корпорация", запустившая в производство сразу несколько серий. Глядишь, и обещанное столкновение "Художник vs издатель", не состоявшееся на первой "КомМисии", состоится на второй. Пока же дело ограничилось советами юриста, как художнику защитить самого себя и свои гениальные идеи. Лучший способ, как выяснилось, - запечатать их в конверт, послать самому себе ценным письмом и ждать того самого часа икс. Чтобы раньше не взорвались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
451
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
560
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
474
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
389

Другие новости