Милош Форман. Черный Петр. Рассказы и повести современных чешских писателей. Пер. с чешского, составление, предисловие В.А. Каменской. - СПб.: Академический проект, 2001, 382 с.
ИСТОРИЯ "Черного Петра" началась с тоненькой рукописи, которую кто-то мне принес. Она принадлежала скульптору Ярославу Папушеку, и он не собирался ее публиковать. Действие рассказа происходило в бакалейной лавке вскоре после войны, так что мир, описанный Папушеком, был мне отлично знаком, и я видел, что описан он хорошо. Мне понравились и сюжет, и персонажи. В общем, у меня создалось впечатление, что в этой новелле могла быть описана и моя жизнь" - это история создания "Черного Петра". С этим фильмом Форман прокатился по всей Европе и прославился. На престижном тогда фестивале в Локарно "Петр" выиграл в конкурсе все основные призы, оставив позади культовых и супермодных Годара и Антониони. На этой картине Форман откатал все свои фирменные приемы, которые потом будут кочевать из одного фильма в другой, пока не столкнутся с непрошибаемыми голливудскими стандартами. Непрофессиональные актеры в главных ролях, которые даже не прочли сценарий. Их Форман просто выхватывает из контекста реальной жизни. "У Пани Матушковой, играющей жену Востржила в "Черном Петре", начался нервный стресс: она решила, что ее карьера актрисы не состоится. Едва ли она вообще заметила, что эта карьера уже началась". Подвешенный финал. Пренебрежение законами классической драматургии. Прежде всего - атмосфера. А сюжет - дело десятое. Трогательная история парнишки из бакалейной лавки, которого обязали следить за магазинными воришками, подкупила всех своей "документальностью". Бабушки, девушки, дедушки и прочие покупатели - это самые реальные люди, которые смотрят в камеру и стыдливо отводят глаза.
Текст, опубликованный в книге, - не совсем сценарий. Точнее, совсем не сценарий. Это литературное описание уже готового фильма. Поэтому помимо традиционных диалогов и ремарок здесь - изобилие "лирических" отступлений. С целью передать непередаваемое, ту самую атмосферу фильма, про которую Форману говорили: "Что-то в твоем фильме есть. А что - непонятно. Вроде и говорить не о чем, но оказывает какое-то странное воздействие". Оттого, видно, текст и изобилует далекими от визуальности замечаниями типа: "Если воскресное утро молодых людей посвящено кайфу, то после обеда они обычно ходят на пляж, или на футбол, или просто куда глаза глядят".
Н.Б.