0
2064
Газета Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

Поэма без начала и конца

Тэги: Цветаева, письма, родзевич


Марина Цветаева. Письма к Константину Родзевичу. - Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2001, 200 стр.

Я не хочу воспоминаний, не хочу памяти, вспоминать - то же, что забывать, руку свою не помнят, она есть. Будь! Не отдавай меня без боя! Не отдавай меня ночи, фонарям, мостам, прохожим, всему, всем. Я тебе буду верна. Потому что я никого другого не хочу, не могу (не захочу, не смогу). Потому что то мне дать, что ты мне дал, мне никто не даст, а меньшего я не хочу. Потому что ты один такой".

Эти строки Марина Цветаева адресовала Константину Родзевичу. Тому самому Родзевичу, которому она посвятила "Поэму конца" и " Поэму горы".

"Не помню, кто мне ее дал, но когда я прочел "Поэму горы", то все стало на свои места. И с тех пор ничего из такого, что я читал по-русски, не производило на меня такого впечатления, как произвела Марина". Так вспоминал Бродский. Между тем сам Константин Родзевич, невысокий, временами довольно циничный человек, почти до самой своей смерти в Доме престарелых под Парижем в начале марта 1988 года не любил особых откровений на тему своих взаимоотношений с Мариной Ивановной. "И для чего я призван вами уточнять - где, когда и при каких обстоятельствах происходили мои встречи с Мариной? <┘> Пусть стихи и поэмы Марины Цветаевой говорят сами за себя", - писал он на просьбу корреспондентки из Ленинграда прокомментировать обстоятельства появления "Поэмы горы" и "Поэмы конца".

И все-таки он иногда раскрывался. В беседе с известной парижской исследовательницей Вероникой Лосской и, конечно, в письмах к Анне Саакянц, одной из немногих, к кому он испытывал доверие. Именно ей он и прислал свою автобиографию, оговорив, что и ему "┘ приходилось тогда разыгрывать роли, являвшиеся только внешним прикрытием и имевшие в действительности другие - скрытые предназначения".

Наверное, речь шла о работе с советскими спецслужбами. Слишком много неясного было в биографии Константина Болеславовича, легендарного героя испанской войны Луиса Кордеса, сына военного врача, ушедшего с юридического факультета Питерского университета на фронт первой мировой. После фронта была служба на Красном флоте, затем при совершенно неясных обстоятельствах - то ли плен, то ли добровольный переход к белым, эмиграция и сотрудничество с организациями левого толка. Было участие в Сопротивлении, немецкий концлагерь и старость в Париже. Основным его увлечением стала деревянная скульптура. Безусловно, он был незаурядным мастером ваяния по дереву.

И была в его жизни любовь Цветаевой, вспыхнувшая в Праге в 1923 году. Любовь, поразившая Марину Ивановну "как убийца в переулке, как финский нож".

"Люблю Ваши глаза┘ Люблю Ваши руки, тонкие и чуть-чуть холодные в руке. Внезапность Вашего волнения, непредуганность Вашей усмешки. О, как Вы глубоко правдивы! Как Вы, при всей Вашей изысканности, просты! Игрок, учащий меня человечности. О, мы с Вами, быть может, не были людьми до встречи".

Письма эти, о которых столь долго ходили самые разнообразные слухи, долгие годы хранились и сейчас хранятся в Российском архиве литературы и искусства. В составе других личных материалов они были закрыты по распоряжению дочери Марины Ивановны Ариадны Эфрон.

И вот только что усилиями сотрудников Музея-квартиры Цветаевой в Болшеве, блестящего текстолога Елены Коркиной, издательско-полиграфического комплекса "Ульяновский дом печати" и ответственного секретаря издания Светланы Шамановой письма Цветаевой к Родзевичу наконец-то увидели свет.

Такого издания Цветаевой не было очень давно. Великолепное полиграфическое обрамление, каждое письмо сопровождается факсимиле. Тексты чередуются с фантастическими видами Праги, ее сказочными улицами и площадями - там, где разворачивалась эта любовь.

И теперь, конечно, можно отбросить всю грязь, все сплетни, которыми обросла в последующие годы эта цветаевская страсть. Потому что в письмах Цветаева остается такой же, как в стихах, - страдающей и непокоренной. Потому что эти письма - тоже гениальная поэзия. Поэзия прозы и настоящей, сметающей все на своем пути любви.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1019
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1383
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1050
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
877

Другие новости