0
1017
Газета Интернет-версия

15.11.2001 00:00:00

Тридцать тысяч одних шекспиров

Тэги: шекспир, Уилмот, сомнения


Впервые вопрос о том, Шекспир ли автор приписываемых ему пьес, поставил в 1785 г. преподобный Джеймс Уилмот, выдвинувший предположение, что настоящим автором этих произведений был Фрэнсис Бэкон. Выводы Уилмота не были опубликованы. Дальнейшие сомнения высказаны в "Романе о прогулке на яхте", напечатанном в 1848 г. эксцентричным нью-йоркским юристом, полковником Джозефом Хартом. На автора оказало влияние клеветническое жизнеописание Шекспира в "Кабинетной энциклопедии" Дионисия Ларднера, где утверждалось, что шекспировские пьесы "изобилуют грубейшими непристойностями - более грубыми, нежели у любого из современных драматургов". Харт предположил, что Шекспир "покупал или добывал тайком" пьесы других авторов, которые впоследствии "приправлял непристойностями, сквернословием и грязью". Кандидата в подлинные авторы рассматриваемых произведений Харт так и не выдвинул.

В 1856 г. в статье американки Делии Бэкон настоящим автором шекспировских произведений был Фрэнсис Бэкон. В конце того же года исследовательница провела ночь в церкви Святой Троицы с намерением вскрыть могилу Шекспира, но в конце концов отказалась от этой идеи. Свою теорию она изложила в книге "Раскрытая философия пьес Шекспира" (The Philosophy of the Plays of Shakespeare Unfolded, 1875).

Движение, получившее название "антистратфордианское" ("нестратфордианское"), крепло.

В 1885 г. было основано Английское Бэконовское общество, издававшее журнал, а в 1892 г. аналогичное общество было создано в США. Немало интеллектуальных усилий было приложено для того, чтобы попытаться отыскать криптограммы и другие ключи к разгадке авторства в текстах и иных источниках - таких, как, например, гравюра Дройсхута. К антистратфордианскому движению примкнули многие выдающиеся люди, Марк Твен и Зигмунд Фрейд.

Позднее группы "раскольников" пытались приписать авторство отдельных произведений разным людям, в том числе - графу Дерби, графу Эссексу, королеве Елизавете, Кристоферу Марло, графу Оксфорду и графу Рэтленду. Эта тема прекрасно отражена в шестой части "Жизнеописаний Шекспира" С.Шенбаума (1970, переиздано в 1991 г.).

Все нестратфордианские версии опираются на теорию заговора: например, существует предположение, что смерть Кристофера Марло, пожалуй, наиболее полно реконструированный эпизод в истории литературы, является не более чем ширмой, так как на самом деле драматург еще двадцать лет писал пьесы, тщательно скрывая существование своей, до той поры весьма заметной персоны и благородно отказываясь от авторства в пользу Шекспира (чьи предположительно ранние произведения нуждаются в передатировке). Шекспир, таким образом, участвовал в заговоре, признавая себя автором произведений, созданных другим человеком и каким-то образом скрывая их истинное авторство от всех своих театральных и литературных собратьев, равно как и от издателей.

Доказательств того, что пьесы были написаны человеком по имени Уильям Шекспир (в ряде случаев при участии, например, Джона Флетчера) очень много: титульные листы, опубликованные панегирики и ссылки, рукописи, не предназначенные для публикации и т.д.

Доказательствами того, что Шекспир, создавший эти произведения, был Шекспиром из Стратфорда-на-Эйвоне, служат: упоминаемые в его завещании имена Хемингса и Кондела, имевших прямое отношение к изданию Первого фолио; надписи на стратфордском монументе, одна из латыни, сравнивающая Шекспира с великими деятелями древности, другая на английском, в которой он превозносится именно как писатель; строки Джонсона в Первом фолио, в которых Шекспир назван "сладостным лебедем Эйвона"; текст из той же книги, в котором Ленонард Диггз говорит о "стратфордском памятнике".

Доказательства авторства могут быть как объективными, так и субъективными, лежащими в самих текстах. На объективные доказательства нельзя полностью положиться. На титульных листах "Йоркширской трагедии" и "Лондонского повесы" (первая публикация и перепечатка в 1619 г.) стояло имя Шекспира, а теперь это доказательство признано недостоверным, поскольку вышеупомянутые пьесы не были включены в Первое фолио. Другой тип доказательства, основанный на стилистическом анализе, в последнее время особенно усовершенствованном при помощи компьютерных технологий, достиг определенных успехов.

Отдельные фрагменты пьес "Два благородных родича" и "Все истинно" ("Генрих VIII") подтверждают авторство Шекспира и Флетчера соответственно, а вот стилистический анализ "Эдварда III" и "Траурной Элегии" не принес определенных результатов.

Сомнения в авторстве Шекспира кажутся либо основанными на консерватизме - отрицании того, что человек относительно скромного происхождения, без университетской степени мог создать столь гениальные произведения, либо на жажде дурной сенсации или элементарной зависти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
562
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
563
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
925
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
468

Другие новости