Газета Интернет-версия

27.09.2001 00:00:00

Онтологические устои

Тэги: Онтология, наука

Керам К.В. Боги, гробницы, ученые/ Пер. с нем. А. Варшавского. - СПб.: Амфора, 2001, 508 с.

Аткинсон О. Столкновение с Землей: Астероиды, кометы и метеориты. Растущая угроза/ Пер. с англ. В. Псарева. - СПб.: Амфора, 2001, 399 с.

Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки/ Пер. с англ. М. Жуковой. - СПб.: Амфора, 2001, 479 с.

Хокинг С. Краткая история времени: От Большого Взрыва до черных дыр/ Пер. с англ. Н. Смородинской. - СПб.: Амфора, 2001, 268 с.

Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные/ Пер. с англ. М. Кононова. - СПб.: Амфора, 2001, 189 с.

У культуролога и публициста Александра Гениса есть очень точное замечание: "Современный человек жаждет сверхъестественного не меньше, чем всегда. Но путь в живой, одушевленный, "очарованный" мир предков лежит через науку. Ученые - рассказчики нашей версии мира - хранят онтологические устои жизни. Физики без метафизики нам не хватает, но и метафизика без физики нам не нужна".

В серии "Эврика" представляются бестселлеры западной научно-популярной литературы. Кое-что уже издавалось (и переиздавалось) раньше: "Краткая история химии" Айзека Азимова; "Охотники за микробами" Поля де Крюи, Стивен Хокинг с его "Краткой историей времени"┘

Английский астрофизик и космолог Стивен Хокинг сам по себе фигура весьма колоритная. Хокинг - признанный во всем мире специалист по таким загадочным объектам Вселенной, как черные дыры. На русском языке выходили две его работы: "Крупномасштабная структура пространства-времени" в соавторстве с Дж. Эллис (М.: Мысль, 1977) и мировой научно-популярный бестселлер "От большого взрыва до черных дыр: краткая история времени", (М.: Мир, 1990). Последняя книга продержалась в списках бестселлеров газеты "Нью-Йорк таймс" 53 недели, в Англии - 205 недель и благодаря этому даже попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Поразительно это еще и потому, что легким чтивом его "Краткую историю времени" никак не назовешь. Однако, по-видимому, наука замещает в сознании современного человека какую-то мировоззренческую лакуну, освобожденную в свое время мифологией. Главный соперник науки в борьбе за эту лакуну - религия. Хокинг - идеальный боец за "активную" концепцию науки в этом мировоззренческом споре. В сборнике "Черные дыры и молодые вселенные", куда вошли его интервью, автобиографические эссе и научно-популярные выступления, он полемизирует не больше, не меньше, как с Богом: "Я доказал, что возникновение Вселенной могло произойти по законам физики. Но это не доказательство, что Бога нет, - это лишь показывает, что в нем нет необходимости. Нет никакой разницы между нашими современными теориями и теорией тяготения Ньютона, просто современные теории намного сложнее. Но они означают то же самое... Мы по-прежнему считаем, что Вселенная логична и прекрасна. Просто мы отказываемся от слова "Бог". По мнению Хокинга, именно физика и астрономия, а не некий Всевышний, "дают нам надежду понять, откуда мы пришли и почему мы находимся здесь".

Во вступлении Стивен Хокинг так формулирует основной принцип, по которому им отбирались статьи для этой книги: "Мы можем оставаться все время погруженными во мрак. Но можем и вырваться из него к Единой Теории Универсума. В этом случае действительно с полным основанием мы сможем назвать себя Хозяевами Универсума".

В общем, вполне провокационные откровения английского гения. Одно только замечание: непонятно по каким причинам при переводе вместо "антропного принципа" везде употребляется "человеческий принцип". Как калька - правильно, но смысла никакого┘

Немецкий журналист и писатель Курт Вальтер Керам называл свою книгу "археологическим романом". Она так и читается. "То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и в первое мгновение совершенно непонятно: перед ним была стена. Она тянулась и вправо и влево, вверх и вниз, тускло поблескивая при свете лампочки, она закрывала весь ход. Картер просунул руку как можно дальше: перед ним была массивная золотая стена!" Так была обнаружена гробница египетского фараона Тутанхамона. Открытие Вавилонской башни, поиски легендарной Трои, раскопки в джунглях Центральной Америки - почти вся классическая археология стала предметом по-настоящему интригующей книги Керама. При этом в ней нет ни одного "завитка, которого не было бы в документах, относящихся к тому или иному периоду времени". Все это, плюс весьма подробный комментарий издательства, позволяет отнести книгу, написанную в 1955 г., к пограничному и популярному сегодня жанру - между беллетристикой и нонфикшн.

А вот "Столкновение с Землей" Остина Аткинсона - это стопроцентное журналистское расследование, основанное на сугубо научном материале. Просто приведу названия глав: "Время умирать. Сценарий "воображаемого" столкновения"; "Эры огня и льда. "Воображаемые" последствия столкновения". Аткинсон не просто рисует перспективу грозящей землянам беды - он представляет доказательства (как и положено в журналистском расследовании) международного заговора молчания вокруг угрозы столкновения. На полном серьезе. Совершенно замечательны приложения к этой книге - таблица на десять страниц предсказанных приближений к Земле комет и астероидов (данные Центра по малым планетам Гарвардского университета, США). Кстати, 19 мая 1996 года траектория астероида JA1 разошлась с траекторией движения нашей планеты всего за час до столкновения.

Но, вспомним еще раз, "физики без метафизики нам не хватает".

Американский ученый и писатель Джон Хорган взялся за суперактульную сегодня метафизическую проблему - нащупать пределы научного знания. (Привет Хокингу!) По Хоргану выходит, что мы близки к этому горизонту познания. "Что будет после того, как человек придет к Ответу? - вопрошает Хогран. - Есть нечто ужасное в мысли о том, что наша способность удивляться может исчезнуть раз и навсегда, и причиной этого будет наше знание". Образно и не без раздражения описывает ситуацию в современной физике нобелевский лауреат Шелдон Глэшоу: "Рассмотрение суперструн (распространенная сегодня астрофизическая гипотеза. - А.В.) может вылиться в деятельность, так же далекую от традиционной физики частиц, как физика частиц от химии, которая будет преподаваться на факультетах богословия будущими учеными, похожими на средневековых теологов".

Замечательно, что при этом "Конец науки" - отнюдь не рассуждения одного из представителей многочисленного племени свихнувшихся противников квантовой механики. Напротив, исследуя "концы" прогресса, философии, Джон Хорган больше всего напоминает классического позитивиста.

Все-таки онтологические устои нашей жизни хранят ученые.