0
2169
Газета Интернет-версия

20.09.2001 00:00:00

Загадка спора

Тэги: Ньяя, философия, книги


Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, пер. с санскрита и коммент. В.К. Шохина. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001, 504 с. Серия "Памятники письменности Востока", CXXIII.

С настоящего момента из шести классических систем индийской философии ньяя была, пожалуй, самой обделенной вниманием со стороны отечественных исследователей-переводчиков. И вот теперь два фундаментальных текста этой системы, "Ньяя-сутры" (III-IV вв., автор неизвестен) и комментарий к ним "Ньяя-бхашья" Ватсьяяны (IV-V вв.), переведены на русский язык, причем в сочетании с подробным историко-философским исследованием.

Отличительной чертой работ Владимира Кирилловича Шохина по индийской философии является постоянное подчеркивание того факта, что ведущей формой философской деятельности в традиционной индийской культуре был диспут, а философское сообщество представляло из себя нечто вроде дискуссионного клуба. Поэтому исследователь должен подходить ко всякому философскому тексту как к содержащему элемент наставления в полемике. Как следствие, одним из излюбленных приемов работы Шохина с исследуемым текстом является реконструкция условного дискурса между сторонником школы, к которой принадлежит текст, и его оппонентами, обычно наиболее характерными. "Ньяя-сутры" с комментарием тем более не избежали этой участи, поскольку основными предметами, которыми занималась ньяя, являлись как раз дискурс, способы его ведения, победа в нем, аргументация и т.д. В западной традиции ньяе соответствуют более всего логика и риторика, а в споре средневековых схоластов об универсалиях - реализм.

С историей возникновения ньяи, конечно, многое неясно, однако предложенная автором исследования схема примерного развития искусства диспута в Древней Индии очень интересна. Она берет начало в ритуальном обычае загадывания загадок ведийского периода. Затем были профессиональные полемисты середины I тыс. до н.э., которые занимались тем, что Аристотель называл эристикой, то есть спорили ради победы в споре, а не ради отстаивания какой-либо точки зрения. Из науки оттачивания софистического мастерства и родилась постепенно ньяя (в переводе с санскрита - метод).

Специальное внимание автор уделяет 16 "каноническим" падартхам (диалектическим предметам) ньяи, а также проблеме авторства "Ньяя-сутр" и вопросу историчности легендарных основателей школы.

Кроме текста перевода "Сутр" и "Бхашьи" и исторического исследования работа содержит комментарии к переводу, словарь реалий, библиографию и указатель имен и названий.

Исследовательская часть издания читается довольно легко и не лишена остроумия. Книга рекомендуется всем интересующимся историей индийской философии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Избирателей будут защищать непрерывно и от всех врагов

Избирателей будут защищать непрерывно и от всех врагов

Дарья Гармоненко

Памфилова одобрила белорусский опыт отмены голосования из-за рубежа

0
686
Жителей Газы готовят к массовой депортации

Жителей Газы готовят к массовой депортации

Игорь Субботин

Трамп предложил арабскому миру расселить палестинцев

0
734
Присяжные упорно оправдывают каждого четвертого

Присяжные упорно оправдывают каждого четвертого

Екатерина Трифонова

Защитникам все сложнее апеллировать к здравому смыслу "народных судей"

0
663
В Евпатории создадут Федеральный реабилитационный центр для детей

В Евпатории создадут Федеральный реабилитационный центр для детей

0
357

Другие новости