Сергей Лукьяненко. Танцы на снегу. - М.: АСТ, 2001, 415 с.
Сергей Лукьяненко написал настоящую космическую фантастику. Это действительно настоящая космическая фантастика, как и положено книге в серии "Звездный лабиринт" - со звездолетами, гиперпространством, космическими Империями и Федерациями. А ведь космический корабль в современной фантастике уже занесен в Красную книгу. Редко его встретишь - все больше дети Толкиена бегут по страницам, махая мечами.
Или мистика ползет душить героев, шевелится в шкафу, страшно дышит под кроватью.
А тут - история мальчика с малопригодной для существования планеты.
Мальчик движется навстречу приключениям - как настоящий провинциальный мальчик он движется в сторону столицы.
Тут вот что интересно - в романе есть сюжетная интонация "Звездных войн", причем со всех их атрибутикой - со звездными рыцарями Авалона - фагами, что у Лукьяненко очень обижаются, когда их зовут джедаями, с плазменными мечами-бичами и тайными заданиями. Только здесь все перевернуто с ног на голову: Империя Зла стала Федерацией и наоборот.
То есть Федерация планет под управлением главной (по названию "Иней") и есть объединение негодяев, а этой Федерации противостоит несколько неуклюжая, не всегда успешная, нерасторопная, но все же - империя.
Фильмы Лукаса навсегда заселили массовое сознание кроликоухими карликами, дядьками из племени джедаев и прочими забавными и не очень существами.
Забавно, что Лукьяненко, использовав все это, начал играться с персонажами и изрядно веселит читателя. Читатель вкупе с забавой получает старый добрый боевик, без косноязычия и предсказуемости.
Действительно, до последнего момента непонятно, кто "наши, а кто - фашисты", как в свое время говорили во дворах мальчишки, пересказывая фильмы. "Звездные войны", впрочем, существовали тогда в другой реальности.
Для других поклонников Лукьяненко этот роман - повод вспомнить Владислава Крапивина, ведь "Танцы на снегу" - роман о подростках. Начинается почти как одна из самых грустных вещей братьев Стругацких - "Стажеры". Юноша, космопорт, люди из другого мира в космических комбинезонах. Если продолжать тему прямых намеков, Лукьяненко, кстати, реализовал и знаменитую фразу о гипноизлучателях на спутниках из "Трудно быть богом" - только роль "гипноза" у него выполняет телевидение.
Это, по сути, постмодернистский роман - с ворохом отсылов к классике отечественной и зарубежной фантастики.
Ну и, как всегда у Лукьяненко, легко расшифровываемые персонажи из тусовки современных российских фантастов. Не обошлось без ритуального убийства Семецкого - реального положительного человека. Не обошлось и без того, что главный герой вспоминает "мультик "Бастион Империи" и его героев: отважного генерала Володю Ихина, который летал между звезд на волшебном скакуне и мудрого профессора Геву Эдикяна, который сидел в Бастионе и все время придумывал гениальные идеи. Они повсюду защищали империю и побеждали врагов".
Мало-мальски начитанный в современной отечественной фантастике человек сразу понимает, о ком речь.
Сам автор говорит, что вещь эта вполне самостоятельна и продолжения не предполагает. Но уж больно для этой истории про то, как мальчик стал воспитанником новых джидаев, подходит подзаголовок "Эпизод I".