Бочаров М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. - М.: Известия, 2000, 176 с.
ИСКАТЬ древние корни явлений современной жизни всегда было модным занятием. Вот и пиарщики могут гордиться и скромно указывать в графе "род занятий": третья древнейшая профессия после пресловутой проституции и журналистики. Книга, о которой идет речь, является попыткой "системно рассмотреть PR как один из видов профессиональной деятельности человека". Ее автор, доктор социологических наук, полагает, что любой из нас, участвуя в историческом процессе, осуществляет некий PR-проект. Поэтому пиар неотделим от истории, в которую автор совершает краткий экскурс.
Сама по себе мысль о том, что PR-технологии как средство для формирования привлекательности некоего объекта и доверия к нему общественности существовали всегда, не нова. Просто ни Клеопатра, ни Цезарь, ни Наполеон не знали, что методы влияния на отдельных людей и толпу их потомки в XX веке назовут связями с общественностью. Однако здесь мы имеем дело с дерзновением рассказать всемирную историю через призму становления PR-технологий. Бочаров приводит смелые сравнения между известными историческими эпизодами и современными имиджевыми технологиями. Он утверждает, что работа PR - это все равно, что чистить Авгиевы конюшни, а результат - ожившая статуя Пигмалиона, воплощенный в реальность идеал имиджмейкера.
По мнению автора, истоки науки паблик рилейшнз можно найти еще в Библии. Там они были востребованы в качестве "планируемых усилий по переубеждению общественного мнения либо по его укреплению". Как видно из авторских размышлений, первым, кто применил PR-технологии, был сам Господь Бог. Библейские заповеди стали первым внутрикорпоративным кодексом, составленным Богом для иудеев, и даже само создание человека по образу и подобию божьему трактуется Бочаровым как первый проект имиджмейкера. Песни, плачи, молитвы, речи ораторов раньше заменяли современные информационные технологии. Были в Книге Книг и советники по связям с общественностью, и консультанты, и социальные технологи. Эти функции выполняли пророки. Они создавали привлекательный имидж Бога и убеждали своих соотечественников следовать Его заповедям, анализировали сложившуюся социальную ситуацию и делали прогнозы, разгадывали знамения и давали мудрые советы правителям.
Интересно, как автор проецирует качества Христа на модель идеального PR-эксперта. По логике Бочарова, последний должен быть чуждым конъюнктурным соображениям, бесконечен в своей мудрости, доброте и силе. Ему понадобится высокий нравственный императив Нагорной проповеди, потому что консультант берет на себя серьезную миссию по прогнозированию политики страны, консультированию властных структур, политических партий и движений. Это заявление звучит достаточно странно в наши дни, когда нечистоплотный пиар до статочно распространен в разных сферах общественной жизни и особенно в политике. Однако хочется верить, что и у нас появится образ PR-технолога, социально ответственного за свою деятельность, который сейчас чрезвычайно популярен на Западе.