0
1654
Газета Интернет-версия

19.04.2001 00:00:00

Петит


Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000, 495 с. Серия "Культура народов Востока".

КНИГА "Древнеиндийская цивилизация" занимает в отечественной историографии примерно такое же место, какое в историографии англоязычной занимает "Чудо, которым была Индия", А.Бэшема, то есть место наиболее информативной популярной работы о древней Индии. Третий вариант издания оказался немного переработанным и сильно дополненным по сравнению со вторым. Появилось семь новых глав, исчезли опечатки и иллюстрации, слова "Упанишады" и "Араньяки" стали писаться с большой буквы. Последние две главы являются, по сути, самостоятельными очерками-приложениями. Одна из них посвящена раннему этапу развития российской индологии, а другая - "индийской" стороне жизни известного русского поэта-символиста И.Д. Бальмонта. Еще появилось предисловие автора.

Н.С.

Васубандху. Учение о карме. Предисловие, перевод с санскрита и комментарии Е.П. Островской и В.И. Рудого. - СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 2000, 368 с. Серия "Памятники культуры Востока". Выпуск XIII.

Один из крупнейших буддийских теоретиков древности Васубандху (IV-V вв. н.э.) принадлежал к традиции постканонической Абхидхармы - направления буддийской философии, зародившегося в период сложения и канонической фиксации трактатов третьего раздела Трипитаки - свода буддийских текстов III в. до н.э - I в. н.э. Этот раздел сосбственно и носит название Абхидхармы и включает в себя самые ранние образцы буддийского философствования. В свою очередь, комментирование и систематизация этих текстов составили философскую традицию постканонической Абхидхармы, заложившую концептуальные и понятийные основы буддийского умозрения. "Энциклопедия Абхидхармы" - классический трактат Васубандху и основной источник сведений по этой традиции южноиндийского буддизма. Помимо этого "Энциклопедия" чрезвычайно важна для изучения рецепции индийского буддизма в Центральной Азии и на Дальнем Востоке: уже в древности "Абхидхармакоша-бхашья" была переведена на китайский и тибетский языки. Санскритский оригинал "Энциклопедии" был обнаружен лишь в 1935 году и произвел переворот в современной буддологии: благодаря ему раннебудийская философия может быть изучена в ее первоначальном виде. Полным комментированным переводом "Энциклопедии" на русский язык занимаются два питерских санскритолога - Е.П. Островская и В.И. Рудой. В 90-х годах были изданы первые три части "Энциклопедии": "Учение об элементах", "Учение о психике", "Учение о мире". "Карма-нирдеша" ("Учение о карме") составляет четвертую часть знаменитой "Энциклопедии" Васубандху. Помимо этого в книгу включены извлечения из первого, третьего и из пятого раздела, интерпертирующего так называемые "буддийские антиномии".

И.К.

Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. К столетию со дня рождения И.М. Рейснера. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000, 367 с., илл.

СБОРНИК состоит из трех разделов: "И.М. Рейснер в воспоминаниях семьи и учеников", "Проблемы истории Индии", "Проблемы исторического и культурного наследия Афганистана". Все это предваряется блестяще написанным очерком жизни и творчества Игоря Михайловича Рейснера (1898-1958), содержащим интересные и весьма драматичные подробности из жизни академической среды довоенного и послевоенного периода (автор Г.Г. Котовский). Рейснер является одним из основоположников российской афганистики. Его монографии до сих пор являются важным источником сведений по новейшей - особенно экономической - истории Афганистана. Монографическая часть сборника также представляет немалый интерес: отметим статьи "Представление о человеке и времени в индийском средневековье" (Е.Ю. Ванин), по исторической географии Афганистана (А.Д. Давыдов), афганском зодчестве (В.Н. Карцев).

Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001, 207 с.

ИНДИЙСКИЙ философский конгресс был основан индийским философом Сарвепалли Радхакришнаном (1888-1975) и первоначально воспринимался западными философами как плод колониализма и интеллектуальной модернизации. На самом же деле ИФК, как показывает его нынешний статус, оказался весьма успешной попыткой аккомодации индийских интеллектуалов на международной философской сцене. ИФК оказывает помощь индийцам, обучающимся и преподающим на Западе, организует конференции, курирует издательскую деятельность. В общем, выполняет роль медиатора между западной гуманитаристикой и индийским интеллектуальным сообществом. Данный сборник - своеобразный hommage ИФК от российской индологии. В него помимо прочих вошли статьи наших ведущих индологов: С.Серебярного (о Тагоре), В.Шохина (о Дайе Кришне) и Натальи Исаевой (о Сатчидананде Мурти).

И.К.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1334
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3214
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2313
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1850

Другие новости