0
1214
Газета Интернет-версия

22.03.2001 00:00:00

Письма летней провинции

Тэги: Абдуллаев, рассказы, эссе


Шамшад Абдуллаев. Двойной полдень: Рассказы и эссе. - СПб.: Борей-арт, 2000, 245 с.

РАССКАЗЫ не слишком отличаются от эссе. Масса подробностей, деталей, из которых рождается не описание, не настроение, но сразу же - послевкусие. Его ощущаешь (считываешь?) периферийными рецепторами, изнанкой затылка. Поэтому - стихи, фильмы или обстоятельства: какая разница?

Текст важно начать вопросом или коротенькой репликой в сторону, чтобы было от чего отталкиваться для дальнейшего свободного парения. Автор медленно накачивает мускулы текста разгоряченным, расплавленным воздухом. И ничего более, кроме этого мышечного усилия, призванного обозначить определенное место, географическую точку, - самое важное обстоятельство заключается в том, что Шамшад Абдуллаев живет в Фергане. Через него эта самая Фергана живет и дышит.

У Хайдеггера есть отрывок под названием 'Почему мы остаемся в провинции?'. Медитативное, лишенное философских или языковых концептов описание, когда мысль рассеяна, а смысл рождается в точке сборки, вынесенной за пределы текста. Мы остаемся в провинции, потому что во время зимней, снежной бури сосны заставляют вопрошать нас сурово и отчетливо. Что-то в этом духе. Медленное море тихого существования мирволит углубленной, сосредоточенной жизни, органично вписанной в ландшафт. Отсутствие информационных поводов и суеты позволяет не только читать книги, но и успевать осмыслить прочитанное (увиденное). В провинции вообще категория успевания не из самых важных.

Проза Абдуллаева перенасыщена всякими умными отсылками и изысканными именами. Фергана оказывается странным, неожиданным местом встречи многих культур и культурных опытов, европейского интеллектуализма и американского модернизма. 'Как-то раз он пожелал приобрести в книжном магазине толстый альбом 'По направлению к Прусту', фотографии описанных в романе роскошных местностей, и это называется смыслом жизни:'

Но первоначальный посыл, повод, как мы уже знаем, не важен. О том, что эссе посвящено фильму Микеланджело Антониони, мы узнаем из необязательной сноски. В прозе Шамшада Абдуллаева симпатичен именно этот антиинтеллектуальный вектор. Культурный опыт переводится в опыт бытийственный: фильмы и книжки - вода, без которой в пустыне-степи и жизни-то никакой нет. Пища не для ума, но - для самого продолжения жизни. Поэтому это не тоска по мировой культуре, но самодостаточное владение ею. 'Романтическая пытка прерывалась все время средиземноморской статикой'.

Абдуллаев создал в Фергане море. Зайди, попробуй его целебную влагу.

Челябинск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
851
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
999
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1392
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1119

Другие новости