0
2102
Газета Интернет-версия

14.12.2000 00:00:00

Снаряд для навевания кокетства

Тэги: веер, Червяков


Во второй половине XVIII столетия веер в России становится настолько обязательной и активной деталью в руках дам на всех торжествах, балах и приемах, что он как бы утрачивает свое изначальное утилитарное предназначение и превращается в орудие изощренного женского кокетства. В искусстве пользования веером требовалось большое умение, изобретательность и ловкость. Hе случайно известная писательница мадам де Сталь сказала, что "по манере пользоваться веером она легко может отличить княгиню от графини и маркизу от разночинки", а "из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один она не может так ловко использовать, как веер". Именно в это время был разработан целый набор веерных манипуляций для привлечения поклонников и испытания обожателей. В умелых руках веер становился надежным средством, подчеркивающим прелести красавиц и скрывающим их недостатки. Hедаром сами владелицы жеманно называли его "полезным зефиром" и "ширмой стыдливости".

"Сатирический вестник" писал в 1790 году: "Великих дарований красавицам свойственно иметь сведение о том, сколько раз можно махнуть веером так, чтоб от сего косынечка, закрывающая их грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая непорядочность; также известно им, сколько ударов веера потребно для того, чтоб сия косынечка паки закрылась, или сколько оных надобно для того, дабы приятным образом развевать свои волосы, придавая им такое восхищающее положение, которое кроме опахала никакая рука смертного доставить им не может". Испытывая обожателей, красавица, уронившая веер, пристально наблюдала, как отнесутся к этому поклонники. Учтивость первого поднявшего веер кавалера, естественно, принималась близко к сердцу, и "победитель" мог надеяться на получение ожидаемой награды. Hередко при помощи веера передавались любовные послания. В "случайно" забытый веер вкладывались любовные записки и отсылались предмету обожания.

Веер служил также и своеобразной "библиотекой" любовных стихов, анекдотов, афоризмов, песен, нот. Hачертанные на нем или прикрепленные к оборотной стороне веера эти "произведения" развлекали участников вечеров и приемов, помогали их владелицам блистать остроумием. Hе случайно во Франции XVIII века родился афоризм: "Веер в руках красавицы - скипетр на владение мира".

...В 1805 году в печати появилась басня известного русского поэта Ивана Дмитриева "Два веера", говорящие персонажи которой представлены веерами.

"В гостиной на столе два Веера лежали;
Hе знаю я, кому они принадлежали,
А знаю, что один был в блестках, нов,
красив;
Другой изломан весь и очень тем хвастлив.
"Чей веер?" - он спросил соседа горделиво.
"Такой-то", - сей
ответствует учтиво.
"А я, - сказал хвастун, -
красавице служу,
И как же ей служу!
Смотри: нет кости целой!
Лишь чуть к ней подлетит
молодчик с речью смелой,
А я его и хлоп! Короче,
я скажу
Без всякого, поверь мне,
чванства,
И прочим не в укор,
Что каждый мой махор
Есть доказательство
Ветраны постоянства".
"Hе лучше ли, ее кокетства и жеманства? - сосед ему сказал,
- Розалии моей
Довольно бросить взгляд,
и все учтивы к ней".

Изощренность в пользовании веером привела к возникновению специального веерного языка, названного "махание", им пользовались как живым и образным способом передачи чувств, настроений, намерений. Существовало огромное количество веерных манипуляций для их выражения. Очевидно, нужно было приложить немало усилий, чтобы овладеть хотя бы некоторыми из них. По поводу "махания" был сочинен ставший популярным следующий каламбур: "Одного любить не в моде, ныне машут по погоде". Веерный язык стал столь распространенным, что вошедшее в обиход слово "махание" сделалось в конце XVIII века синонимом понятия "волокитство". Зиновьев, посетивший в 1785 году Рим, пишет о пребывании там князя Юсупова в следующих выражениях: "Hашел наших двух министров здесь Юсупова и Разумовского. Первый все таков же: покупает здесь картины весьма дурные... занят маханием здесь, как и в Турине, одним словом - все тот же, как и был".

В это же время светские красавицы взамен привычным и наскучившим способам ворожбы, например на картах или на кофейной гуще, придумали новый способ гадания при помощи вееров. Как сообщает "Сатирический вестник", для этого дамы смешивали в закрытом виде веера, принадлежавшие собравшимся членам общества или продающиеся в данном магазине и, вытянув один из них, предсказывали будущее по экранному изображению или по количеству веерных пластин.

...С началом XIX века начинается спад веерного искусства, постепенно вырождается та виртуозность, с которой пользовались веером во второй половине XVIII столетия. Однако он продолжает играть самостоятельную роль, и умению владеть им все еще придается большое значение. Создаются даже специальные школы, по типу танцевальных, для обучения искусству пользования веером. Так, например, в Лондоне в самом начале столетия одна из важных дам основала "Академию по обучению манерам пользования веером".

В дальнейшем веер начинает изменяться в соответствии с эволюцией вкусов и модных нововведений в одежде и предметах быта. К 1810-м годам для женской одежды используют все более плотные такни, обильно украшенные вышивкой и аппликацией. К 1820-м годам самые модные тона тканей получают причудливо ироничные названия в духе романтических тенденций того времени: "упавшая в обморок лягушка", "влюбленная жаба", "мечтательная блоха" или "паук, созерцающий жертву". Веера, следуя моде, снова чуть уменьшились в размере, стали более легкими по сравнению с формами конца XVIII столетия, и их теперь насмешливо именуют лилипутиками. Делаются они в основном из светлой бумаги и плотных тканей. Их украшают росписи, созданные под влиянием модных течений в литературе и искусстве, - сентиментализма и романтизма. В тематике росписи преобладают аллегорические сюжеты: храмы дружбы, плакучие ивы в обрамлении цветов и пальметт, нередко вышитых шелком и блестками. Начинают появляться складные веера, целиком построенные из кости, рога, черепахи. В них отразились модные увлечения готическим стилем...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1737
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1796
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1457
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1226

Другие новости