0
923
Газета Интернет-версия

23.11.2000 00:00:00

Что такое верстатка и где ее взять

Тэги: ВХУТЕМАС, полиграфия


Приступим к официальной части. Семьдесят лет назад в Москве на базе полиграфического факультета знаменитого ВХУТЕМАСа был создан Полиграфический институт с двумя факультетами - издательским и механическим. Впоследствии неоднократно расширялся, увеличивая количество факультетов. Несколько лет назад был переименован в Университет печати. Юбилейные торжества проводились с размахом. В здании Университета, расположенном на Михалковской улице, дом 7, был открыт музей. Покончили с официальной частью.

Теперь можно и об интересном: Университет печати ведь и в самом деле очень интересное учебное заведение. О художественном факультете - ХТОПП - мы уже писали ("ЕL-НГ" от 06.07.2000), но ведь художники книги - самая маленькая часть выпускников; Университет выпускает специалистов во всех областях книжного дела, необходимых на всех, абсолютно всех этапах создания книги - от редактирования рукописей до продажи готовых изданий. Учатся, конечно, все по отдельности, но при этом отчасти и вместе: ведь, скажем, технологию печатных процессов и технологам, и художникам читают одни и те же преподаватели. И все - технологи ли, художники - становятся людьми одной профессии: полиграфистами.

Вот это общее для всех начало - полиграфия и в первую очередь, конечно, книга, оказалось очень внятно выражено в экспозиции нового университетского музея. Никакого специального названия он не носит, на красивой табличке написано просто - "Музей", но назвать его Музеем истории Университета печати было бы, пожалуй, неправильно: скорее, это Музей истории печати. Или даже Музей печати.

Обращаем внимание уважаемых читателей, что такого музея в Москве до сих пор не было. Конечно, в Политехническом музее есть самая разнообразная полиграфическая техника, в Российской Государственной Библиотеке - огромная коллекция старопечатных книг, да и выставки книжной графики время от времени проводятся то здесь, то там - но по отдельности. А в этом музее, собранные вместе, все эти чудеса выглядят впечатляюще до такой степени, что заставляют сомневаться в справедливости модного тезиса о вымирании бумажной книги и о грядущем царстве Интернета - хотя в экспозиции есть и компьютеры. Но есть - и гораздо больше - доброй старой техники: печатные станки, наборные кассы, репродукционные установки, позолотные прессы - некоторым из них уже по сто пятьдесят лет. И все это не макеты, не собрания мертвых деталей: все машины в рабочем состоянии, все ручки поворачиваются, валики промыты, литеры разложены по порядку - можно работать. Есть и прекрасное собрание русских старопечатных книг, начиная с XVII века, - "Грамматика" Смотрицкого, Псалтирь, даже "Апостол" - правда, не тот самый, но по времени очень близкий к первопечатнику. Небольшой, но очень убедительный зал книжной графики основоположников факультета ХТОПП: Фаворского, Гончарова, их прямых последователей. Выставка художников детской книги - выпускников факультета: Дувидов, Митурич, Перцов, Костин, Попов, еще несколько десятков имен. Есть, конечно, и зал собственно истории университета: прекрасное собрание архивных документов и фотографий.

Более подробное перечисление чудес заняло бы слишком много места: музей получился очень не маленький. Его организаторы, от ректора до студентов, охотно рассказывают целые саги о поисках средств, о ремонте залов, о добывании тех или иных экспонатов. История поиска средств для посторонних малоинтересна - главное, что они в конце концов нашлись; зато истории поиска экспонатов бывали поистине драматичны. Например, необходимая для ручного набора текста верстатка - небольшой предмет очень простой конструкции, собственно, металлический уголок с винтиком. Так вот, оказалось, что печатный станок найти намного легче, потому что его труднее выбросить. Он не умещается в мусорный ящик и, даже будучи выброшенным, продолжает стоять где-нибудь во дворе типографии. А последнюю в Москве верстатку искали по всем типографиям не меньше года; зато теперь в музее есть совершенно полноценный ручной набор.

Конечно, подобные проблемы возникают в любом музее, при подготовке любой экспозиции, и интересны они в основном самим участникам процесса так же, как юбилеи - самим юбилярам. Но позвольте все же закончить этот юбилейный репортаж на ностальгической ноте и сообщить всем художникам книги - выпускникам Университета печати, что в экспозиции музея на почетном месте, в зале графики основоположников, стоит наш дорогой Многоуважаемый Шкаф, тот самый книжный шкаф в стиле модерн, факультетский талисман, что неизменно присутствует на всех групповых фотографиях еще со времен ВХУТЕМАСа и помнит и Фаворского, и Флоренского, и Сидорова, и нас с вами. Немного грустно, что его повысили в экспонаты - но ведь музей предназначен не только для почтительного обозрения, но и для живой научной и учебной работы, кроме собственно экспозиции в нем есть, разумеется, и огромный, далеко не полностью освоенный архив, так что можно надеяться, что шкаф увидит еще и не одно поколение полиграфистов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
256
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
230
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
321
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
227

Другие новости