0
1610
Газета Интернет-версия

31.08.2000 00:00:00

"Просвещение" ничем не отличается от негосударственного издательства

Тэги: просвещение, издательство, учебник


- Вы располагаете данными, сколько вообще в стране издано в этом году учебников и какова на сегодняшний день комплектация школьных библиотек?

- Сказать сложно - нам никто не предоставляет информации, хотя сами мы исправно передаем всю статистику в Министерство образования и МПТР. По нашим оценкам, в процентном соотношении доля "Просвещения" в общем объеме производства учебников составляет примерно 48-49%, около 17-19% делает "Дрофа", остальное - наши коллеги: "АСТ", "ХХI век" и так далее. Но главное, конечно, объем продаж - сколько запросили регионы.

По состоянию на 23 августа нами изготовлено 290 названий только учебников (я не включаю сюда методические или наглядные пособия). Тираж - 29 миллионов с лишним. Если сравнивать эту цифру с показателями прошлого года, мы идем с опережением на 3 миллиона экземпляров по тиражу и на 25-30 названий. Если взять еще один показатель, получится, что из этих 29 миллионов мы реализовали порядка 80%. Это самый высокий показатель за последние годы! Конечно, это результат работы всего издательства, маркетинговой службы, поездок наших сотрудников в регионы. Мы ведь не просто посылаем тематический план (на 2001 год он был, кстати, готов еще в мае месяце), но и на местах рассказываем методистам, учителям о достоинствах того или иного учебника. Потому что из 290 названий 103 названия - это абсолютно новые учебники, первые издания. То есть та литература, которую мы сейчас продвигаем, требует особого внимания. Суммарный тираж этих учебников - около 4 миллионов, и, естественно, мы для начала не гонимся за большими тиражами. Средний первоначальный тираж - около 20 тысяч. При этом часть тиража передается в школы бесплатно для пробного использования. Тут ведь очень важно не промахнуться. Особенно это касается учебников для начальной школы. Кстати, сейчас мы приступили и к выпуску пособий для дошкольников. Впервые вышли книжки для обучения в детском саду - по иностранному языку.

- А раньше вы вообще выпускали книги для дошкольников?

- Раньше была специальная редакция дошкольного воспитания - сегодня она влилась в другую редакцию. Ни для кого не секрет, что в последние годы предприятия рушились, а значит, и их дошкольные учреждения. Затем эта система более или менее восстановилась. Сейчас, впервые за несколько лет, мы выпустили даже наглядные пособия - по безопасности для малышей и по изобразительному искусству.

- Как вы оцениваете решение о переходе на 12-летнее образование? Оно вообще принято?

- Ситуация достаточно сложная. Как раз на днях я смотрел федеральный закон об утверждении федеральной программы развития образования. Он принят Государственной Думой 15 марта этого года, одобрен Советом Федерации, подписан В.В. Путиным 10 апреля 2000 года. Здесь записано: "Реализация 12-летнего обучения в ряде общеобразовательных учреждений в качестве полномасштабного эксперимента (подготовительный и начальный этапы)". Указаны годы: 2000-2003-й. Это реальный документ. И мы уже перевели всю школу на вариант, как мы выражаемся, "1-4". Если раньше было "1-3" или "1-4" для обучения соответственно с семи или шести лет, то сейчас мы перевели все учебники на "1-4" - вне зависимости от того, когда ребенок идет в школу. Кроме того, мы выпустили утвержденную уже программу начальной школы, уже рассчитанную на 12-летнее обучение.

- А вы вообще считаете правильным этот переход на 12-летку?

- Вопрос этот очень спорный. Мы как издатели на это не влияем - работаем в тех условиях, которые нам предложены. Высказывая свою позицию, мы все равно идем за Министерством образования. А если начнем противиться - нас обгонят. У нас, кстати, есть несколько параллелей учебников - с разными вариантами программ. Должен вам сказать, что сегодня никто уже не заказывает "1-3". Во всех последних заказах четко указано: "1-4". Видимо, полномасштабный эксперимент коснется всех.

- Я понимаю так: издателю выгодно и то и другое. Вы можете успешно продолжать выпускать учебники по прежним программам. А можете делать новые - что тоже оживляет рынок, привлекает новые инвестиции, новые идеи и деньги.

- Ну, кстати, в том же правительственном документе ничего о деньгах не сказано. Мы в любом случае считаем все-таки сегодняшними целями работу над учебниками для двенадцатилетки и возобновление выпуска литературы для дошкольного воспитания с учетом подготовки детей к школе. При этом мы стараемся делать книги с акцентом на те требования, которые заложены в концепции двенадцатилетнего образования.

- По-моему, у нас никогда не было преемственности, выстроенности образовательной книги от детского сада - через школу - в последующие стадии образования.

- Проблема серьезная - не буду скрывать, я ощутил ее на собственном сыне, который поступал на юридической факультет. То, что его спрашивали на экзаменах в МГУ, мягко говоря, превосходило и серьезно отличалось от того, чему их учили в школе. Но и этот пробел мы стремимся ликвидировать. Возьмем, к примеру, историю. Целый ряд авторов просто не хочет высказываться, поскольку многие позиции не устоялись. Мы пошли по такому пути: обратились к двум нашим коллегам - директорам Институтов российской и всеобщей истории члену-корреспонденту РАН А.Н. Сахарову и академику РАН А.О. Чубарьяну с просьбой написать учебники нового поколения. Сегодня под редакцией А.О. Чубарьяна сотрудники его института, а теперь - наши авторы, создают новые учебники, которые не обходят никаких острых углов. Это "История древнего мира. 5-й класс" В.И. Уколовой и Л.П. Маринович, "История средних веков. 6-й класс" автора В.А. Ведюшкина, "Новая история. 7-й класс" авторов А.В. Ревякина и А.П. Черных и "Новейшая история зарубежных стран. 11-й класс" авторов А.А. Улуняна и Е.Ю. Сергеева.

Появляется новый конгломерат учебников современных авторов под редакцией современных ученых. Другой подход можно продемонстрировать на примере математики. Совместно с преподавателями МГУ имени М.В. Ломоносова мы разработали новую серию "МГУ - школе", которая выходит под редакцией академика С.М. Никольского. Эти учебники должны выстроиться в единую линию: "Арифметика" для 5 и 6-го классов, "Алгебра" для 7-9-х классов и так далее. Отличаются они прежде всего методикой, более углубленной по содержанию; рассчитаны на современного ребенка, на применение каких-то возможностей электроники - даже в этом юном возрасте; здесь новые дидактические подходы. Это сочетание дает не просто сухой подход, а проникновение в математику.

Не то чтобы это какие-то новые сверхъестественные шаги. Но учебники резко отличаются от тех, по которым, например, учился я. Продолжая отвечать на ваш вопрос о двенадцатилетке, расскажу о конкурсе, который проводит Национальный фонд подготовки кадров. В 1999 году шесть наших книг получили первые места на этом конкурсе. Мы сделали видеофильмы, которые рассказывают об этих учебниках - они распространяются по школам, методическим кабинетам. Нужно сказать, что сам диапазон этих учебников достаточно широк - это и "Геометрия. 7-й класс" и "Математика. 10-й класс" авторов А.Л. Вернера и др., "Английский язык. 10-11-е классы" авторов В.П. Кузовлева и других, "В мире немецкого языка. 10-й класс" авторов Е.И. Пассова и других, "Физическая география. 6-й класс" и "География: материки и океаны. 7-й класс" О.В. Крыловой. То есть мы наращиваем уровень содержательного, предметного и научного насыщения наших учебников, с тем чтобы было легче перейти к новым программам. Сами учебники становятся более "гибкими". Такая деталь: мы делаем уже несколько вариантов программ. Например, программа по литературе выходит у нас в двух редакциях.

Жестких и четких программ по 12-летнему обучению сегодня нет - но это не значит, что в этом направлении не нужно работать.

- В последнее время, кажется, рынок учебников в принципе стабилизировался. Нет больше "войн" за сферы влияния, жесткой, силовой конкуренции. Нет "разборок". Так ли?

- Наверное. Мне сложно оценивать. Каждый занял свою определенную нишу. Скажем, в Федеральный перечень на 2000/2001 год вошло около 500 наименований, выпускаемых "Просвещением". Но, как я сказал, на сегодня нами издано 290 названий. Резонно спросить: а почему не изданы все 500?.. Ответ прост: мы издаем то, что востребовано школой, рынком. Работая при этом только на собственные оборотные средства.

- Буквально года два-три назад накануне первого сентября в прессе начиналась (отчасти раздутая) кампания: мол, учебников нет, непонятно, по каким пособиям будут учиться дети, и так далее. Сегодня этого нет. Это значит, что сегодня все-таки начинают готовить сани летом?

- Да, ситуация изменилась. Если раньше был бартер, взаимозачеты и прочее, то сегодня та жесткая политика, которую ведет Министерство образования, сделала свое дело. У государства денег нет. Все расчеты переложены на регионы. Я могу перечислить регионы, которые заблаговременно закупают учебники. Это Татарстан, Чувашия, Дагестан, Ханты-Мансийск, Мурманск, Оренбург, Пермь, Челябинск, Иркутск, Башкирия, Нижний Новгород (не область - я подчеркиваю), Московская область (в самой Москве учебники бесплатные), Калининград, Вологда, Псков, Карелия, Ленинградская область (не город Санкт-Петербург), Хабаровск, Кабардино-Балкария, Коми, Тверь, Смоленск, Самара... Но и это происходит не в полном объеме. В 1990 году государством закупалось 190 миллионов экземпляров литературы. Вычитаем из них 50 миллионов, которые шли в союзные республики. Сегодня издательство дает на рынок 29 миллионов, 80% из них закупается. Поэтому в школах все равно очевиден недостаток литературы. В прошлом году я был в одном из крупнейших городов Поволжья - в школе, в библиотеке стоят учебники "История СССР", "География СССР". Я говорю: "Зачем вы их держите? Выкиньте!" Но по ним, оказывается, учатся.

Тем не менее сегодня, если есть средства, литературу приобретать можно. Мы, в частности, идем по линии открытия новых специализированных магазинов "Просвещения" в разных регионах страны. Буквально в понедельник открылся наш 22-й по счету магазин в Санкт-Петербурге (до этого в Северной столице их уже было четыре). Вот нонсенс: от города Петербурга мы не получили ни копейки - при том что область исправно закупает учебники. Так что мы продолжаем идти по линии оправдавшего себя опыта - создания торговых домов "Просвещения". От простого магазина он отличается тем, что в нем можно сделать оптовые закупки, не приезжая в Москву, - будь вы в Норильске, Кемерове, Ставрополе, Кургане и так далее. На месте существует оптовая база, складские помещения - и покупателю уже не нужно ехать за учебниками в столицу.

- В этих магазинах продаются только книги "Просвещения?

- Учебная литература - только наша. Но есть и учебники региональных компонентов по краеведению, истории, народному творчеству, художественная литература, сопутствующие товары. Естественно, там нет учебников наших конкурентов, поскольку магазины создаются для продвижения именно нашей литературы. Кроме магазинов, другая наша опора - Институты повышения квалификации учителей. Кстати говоря, большинство сотрудников издательства - тоже в прошлом учителя.

- Как я знаю, с вами как директором государственного издательства руководством МПТР до сих пор не возобновлен контракт. Как вы это оцениваете? Как это сказывается на работе?

- Как вам сказать... Это продолжается с октября прошлого года. Есть жизнь - и есть мнение чиновников. По всем показателям у нас - тенденции к увеличению. Причем это не увеличение ради увеличения. Уже сейчас мы приступаем к выпуску учебников на 2001/02 учебный год. У нас есть собственные оборотные средства - мы ни у кого не берем ни копейки. На вопрос о том, чем мы отличаемся от негосударственных издательств, я отвечал: "Ничем!" Единственное - это как раз контракт, который определяет объем моих обязанностей, ответственности и зарплату. Доходит до смешного: если у меня нет контракта, то я как бы и не существую в качестве руководителя. Несмотря на то что ежедневно подписываю огромное количество документов. Главное, мы абсолютно прозрачны - хотелось бы, чтобы таковой прозрачностью отличались и действия руководства МПТР.

Беседовал
Александр ВОЗНЕСЕНСКИЙ


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
808
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
761
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1359
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
642

Другие новости