0
1255
Газета Интернет-версия

08.06.2000 00:00:00

Посредственности или гении?


Борисов Н.С. Политика московских князей (конец XIII - первая половина XIV в.) - М.: Издательство МГУ, 1999, 391 с. Серия "Труды исторического факультета МГУ".

"ПЕРВЫЕ московские князья были посредственными личностями, которые в своей "посредственности" почти не отличались друг от друга", - примерно так писал известнейший русский историк Василий Ключевский в "Курсе русской истории". Это утверждение было принято многими отечественными исследователями и даже перекочевало в учебники.

Действительно, первые правители средневековой Москвы (Даниил Александрович и его сыновья Юрий и Иван Калита) не отличались героизмом, не боролись за освобождение Руси от татаро-монгольского ига и не одерживали крупных военных побед. Однако они сумели добиться первенства Москвы среди других княжеств Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века. А их потомки выступили объединителями русских земель и стали создателями единого Российского государства.

Новый взгляд на то, какова же была в действительности политика московских князей, благодаря которой они смогли встать во главе разрозненных русских княжеств, предлагает профессор МГУ Н.С. Борисов в монографии "Политика московских князей (конец XIII - первая половина XIV в.)". В книге подробно изображены захватывающие перипетии борьбы Михаила Ярославича Тверского и Юрия Даниловича Московского в 1304-1319 годах. Именно они выступали основными претендентами на место "старшего" на Руси в первой половине XIV века

Известно, что Юрий снискал расположение хана Золотой Орды Узбека, женившись в 1317 г. на его дочери Кончаке. В результате интриг Юрия Михаил был казнен в Орде. По мнению автора, "как объективные (стихийные бедствия, смена ханов в Орде, ситуация в семье Михаила Тверского), так и субъективные (излишняя самонадеянность Михаила, чрезмерное увлечение силовыми методами) факторы предопределили крах честолюбивых замыслов Михаила". Переход великокняжеского титула к Юрию Даниловичу, борьба Юрия и его младшего брата Ивана Калиты против сыновей Михаила Тверского, Дмитрия и Александра, окончилась полной победой Москвы в 1339 году. Тверские князья вслед за своим отцом были казнены в Орде, и великое княжение перешло в руки потомков Даниила Московского. Едва ли не важнейшей причиной победы Москвы над Тверью автор считает взвешенную политику Даниловичей: "Источники не позволяют говорить о каком-либо явном материальном превосходстве Москвы. В этой ситуации шаткого равновесия все решалось в сфере политической борьбы, где побеждал более искусный и прозорливый".

Московские князья, как считает Борисов, "переиграли" своего соперника на поприще политической борьбы. При этом сыграла свою роль их отличительная черта - терпение: "Умение терпеливо ждать и до времени довольствоваться вторыми ролями, свойственное Даниилу, передалось Юрию и Ивану Даниловичам".

Надо сказать, что симпатии автора лежат на стороне московских князей. С этим связаны очень высокая оценка их деятельности и, напротив, невысокое мнение о князьях тверских. Впрочем, очевидно, что подобное пристрастие вызвано не соображениями конъюнктуры, а глубокой авторской убежденностью в важности роли Москвы как объединителя русских княжеств.

Борьба Тверского и Московского княжеств разворачивалась под бдительным надзором татарских ханов. Передача ярлыка на великое княжение тому или иному претенденту отвечала прежде всего интересам Золотой Орды. Стержень ханской политики автор видит в следующем: "Стратегической целью ордынских правителей являлось недопущение необратимой политической централизации в масштабах Северо-Восточной Руси. При этом в тактических целях (увеличение размеров дани, противостояние экспансии Литвы и т.д.) они готовы были допустить определенную военно-административную консолидацию Северо-Восточной Руси под эгидой "благонадежного" князя-порученца".

Наиболее подходящими кандидатами на роль "благонадежных" князей оказались московские Даниловичи. Особо важную роль сыграла заинтересованность Орды в мирных отношениях с Литвой, под чьей властью находилась значительная часть русских территорий. В условиях политической консолидации в Восточной Европе "Орда стремилась... воспрепятствовать ее (Литвы) сближению с Польшей и христианскими правителями Прибалтики. Важная роль в этой игре отводилась политическим лидерам Северо-Восточной Руси". Место такого лидера в западной политике Орды сумели занять удачливые и дальновидные князья Москвы.

В литературе распространено мнение о князьях Москвы как о "подручниках" золотоордынских ханов. Вот мнение автора о деятельности Ивана Калиты, третьего князя из московского дома: "В этот период экономическое возрождение Северо-Восточной Руси, ее политическая стабильность отвечали стратегическим интересам Орды. Но, служа Орде, князь Иван служил Руси. И, служа Руси, он должен был служить Орде..."

Особо привлекательной в наше время стала выглядеть теория о поддержке московских правителей Русской Церковью, благодаря которой Москва смогла объединить русские земли и сбросить татарское иго. Перенос резиденции русских митрополитов в Москву принес городу, безусловно, огромные дивиденды. Однако, как полагает наш автор, окончательный переезд митрополита в Москву относится лишь ко второй половине XIV века: "Страннический образ жизни митрополитов Петра, Феогноста, а поначалу и Алексея убедительно свидетельствует о том, что роль Москвы как церковной столицы окончательно определилась лишь тогда, когда окончательно определилась ее роль как столицы светской". Тезис о поддержке церковью политики Даниловичей подвергается критике: "Прямое содействие митрополитов московским князьям допускалось лишь там, где оно отвечало интересам и задачам кафедры".

Отношения Москвы с богатым вечевым Новгородом занимают в книге особое место. Ордынская дань, которую собирали с вечевого города великие князья, исчислялась более чем внушительной суммой. И новгородская поддержка значила в межкняжеской борьбе очень многое. Московская "политика гибкого компромисса" по отношению к Новгороду позволяла Москве "переигрывать" Тверь и поддерживать хорошие отношения с богатым северным городом.

В монографии тщательно разработана тема идейного обоснования политики московских правителей. "Центральной темой московских книжников времен Ивана Калиты стала тема богоизбранности Москвы и московской династии". От идеи богоизбранности был перекинут мост к идее грядущего освобождения Руси от татаро-монгольского ига: "Тема богоизбранности являлась парафразой темы "Божией милости". На смену безысходной философии "гнева Божиего" пришла более оптимистическая вера в то, что Москва заслужила "Божию милость", а значит, близок и конец эпохе "насилия поганых".

Весьма оригинален подход Борисова к данным летописей и других источников. Ученый исходил из того, что идеологическая основа политики московских князей выражалась через понятные для средневекового человека символы. Это названия и даты освящения новых церквей, праздники, к которым были приурочены важные мероприятия, библейские образы и идеи в сочинениях московских книжников. Такой подход, наряду с тщательным изучением традиционной фактологии летописей и житий святых, позволил сделать ряд важных и принципиально новых выводов.

Монография Н.С, Борисова интересна прежде всего новизной идей автора, одного из ведущих специалистов по русской средневековой истории. Это серьезное, глубокое исследование представляет собой, безусловно, новый этап в изучении политической истории Московского княжества и Руси конца XIII - первой половины XIV века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Геннадий Петров

Избранному президенту США пообещали кадровые проблемы, но в перспективе

0
797
Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Владимир Мухин

ЕС демонстрирует намерение поддерживать Киев финансами, боеприпасами, техникой и технологиями

0
1067
Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Дарья Гармоненко

Согласно соцопросу, в "правящую элиту" также входят Илья Муромец и Василиса Премудрая

0
939
Ордеру на обыск предлагают установить срок годности

Ордеру на обыск предлагают установить срок годности

Иван Родин

В Госдуму от "Новых людей" поступила точечная поправка к Уголовно-процессуальному кодексу

0
706

Другие новости